Данный сайт продается. По всем вопросам писать на verstalschik(@)thejournal.ru



Ранняя германская религия. часть 1 / Блог им. Viking18 / Казахстанские блоги на blogos.kz

Блог им. Viking18 → Ранняя германская религия. часть 1

  • 13 декабря 2009, 00:54
  • Viking18
В последнем десятилетии первого столетия новой эры Тацит сообщал, что германцы передавали собственную историю исключительно в песенной форме. Их культура была устной, отчасти походившей на кельтскую, однако у них были и своеобразные «священные письмена», которые вырезались на деревянных дощечках, когда тянули жребий (Тас., Germania 10, 1-3). Миф об их происхождении носит патрилинейный характер: бог Туисто, сын земли, родил трех сыновей, давших имена трем группам германских племен. Туисто — бог племени (готский thuidisco, как и кельтский Teutates), и его эпитет «сын земли» перекликается со скандинавской легендой, записанной значительно позднее. В «Видении Гюльви» (середина тринадцатого века) рассказывается, как земля была сотворена из тела гиганта, а люди произошли от двух предков, сделанных из стволов деревьев — рябины и вяза. Таким образом, и здесь человеческие существа предстают порожденными живой силой земли. В более раннем мифе трое сыновей Туисто дали имена трем народам: ингевонам, ближайшим к морю, герминонам, жившим на «внутренних землях», и истевонам, «остальным», согласно Тациту, а согласно Плинию, обитавшим поблизости от Рейна. Два из этих названий племен появляются позднее в именах племенных богов. Шведские короли из «Саги о Ниглингах», правившие некоторыми из «людей, ближайших к морю», вели свое происхождение от бога Ингви, а обитателей центральной Германии король франков Карл Великий в девятом веке разгромил в битве около священной рощи, в которой находился культовый символ Ирминсул, или «Столб неба» — высокая деревянная колонна, напоминавшая те, что в романо-кельтские времена воздвигли в долине Рейна в честь Юпитера. Название «истевоны» не похоже на имя ни одного из германских богов; но Плиний мог и ошибиться с рекой. Со времен Геродота (II, 33) в течение столетий не Рейн, а Дунай называли Истром или Истаром (Hister или Istar). Истевоны могли быть восточными германцами, а Иста — богиней их реки.

Все германцы, согласно Тациту, отличались исключительной силой и отвагой, но, в отличие от кельтов, они одевались очень скромно, а порой и вообще чисто символически — мужчины из одежды носили только плащи. Верность своему племени была превыше всего: для мужчины считалось позором пережить в битве вождя. В отличие от кельтов, германцы жили не в укрепленных городах, а в деревнях, причем хижины отстояли довольно далеко друг от друга, и занимались охотой, рыболовством и земледелием. Их национальным напитком было пиво, которое они (как кельты средиземноморское вино) пили в больших количествах. Политическое устройство западных германцев отличалось демократичностью (или практичностью): вождей своих они выбирали по заслугам, однако разрешение гражданских дел и наложение наказаний находилось в руках священнослужителей — «не как наказание и не по команде вождя, а словно по приказу божества, неотступно, как они верили, присутствовавшего рядом во время битвы» (Germania 7.2). Таким образом, можно говорить скорее о культе символического искупления вины, чем об индивидуальной ответственности, как и о друидах говорили, что они приносили в жертву невинных, если преступников «не хватало». Образы и знаки (или, возможно, знамена, signa) германцы в обычное время хранили в священных рощах, а во время битвы шли в бой вместе с ними, а богами их, особыми богами, в римском толковании, были Меркурий (Водан?), Геркулес (Донар?) и Марс (Тиу?). Тацит сообщает, что свевы, одно из восточных союзов племен, совершали жертвоприношения Исиде, культовым символом котором являлся корабль — либурнийская галера, показывая тем самым, что их религия была заимствованной (Germania 9.2). Однако образом Секваны, божества реки Сены, тоже был корабль, из чего мы, думается, вправе заключить, что культ «Исиды» мог иметь местное происхождение. Тем не менее тип корабля свидетельствует, что свевы был одно время знакомы с товарами из восточного Средиземноморья. Во времена Тацита «Свевом» называли реку Одер, так что богиня реки вполне могла быть и божеством этого племени, и, как мы увидим, у восточных германцев богинь было больше, чем у западных. Все германцы, по утверждению и Тацита, и Цезаря, верили в пророческую силу женщин, и порой считали прорицательниц божественными. Одной из них была Вельда, своей песней ведшая германцев в битву во времена правления Веспасиана (69-79 гг. и. э.) и в 78 г. н. э. привезенная в Рим (Stateus, Silval 1. IV. 8.9). В равной степени почитались ее предшественница Ауриния и другие женщины. Можно провести параллель между обожествлением вдохновенной сивиллы и римской языческой практикой, а также современной синтоистской традицией, в которой умерший герой становится божеством (kami). Еще одной знаменитой прорицательницей была алеманно-франкская Тиота. Провидицу племени семнонов, в 91 г. вместе с королем Масьясом отправившуюся в Рим, звали Ганна (древняя германская магия называлась gandno). А Валубург (от walus, «волшебный посох») во втором столетии новой эры находилась в Египте вместе с армией германцев (284; 51). Мудрые женщины, звавшиеся «Галиаруннос» (Haliarunnas), общавшиеся с тенями умерших, в пятом столетии были изгнаны, из земель готов королем Филимером. Уже позднее саги «Сага о епископах» (Biskupa), «Сага о крещении язычников» (Heitarviga) и «Сага о людях из озерной долины» (Vatnsdoela) прославили знаменитую исландскую сивиллу Тордис Прорицательницу. Есть некоторые свидетельства и о том, что «божественные женщины» понимали язык животных. Так, в лесах Швеции жили варгаморы, мудрые женщины, общавшиеся с волками. Саги повествуют также и об обычных женщинах, запросто предсказывающих будущее, и оберегаюпщх и исцеляющих своих мужей с помощью заклинаний. По-видимому, для германских жен это было частью обычного повседневного домашнего труда.

Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.