Блог им. Woland → К вопросу о рок-революционерах

  • 22 декабря 2010, 12:15
  • Woland
Копался тут в своих статья, которые когда-то публиковал в журналах разных. Нашел тут одну. В сей статье я затронул вопрос о том, кто в русском роке из ветеранов реально может претендовать на статус «революционера от музыки», а кто — просто подмазался, то бишь является банальным конформистом. Статья выходила в журнале «Лайф Вояджер» (можно сказать, печальной памяти журнал для редакторов и авторов). Но в том-то и дело, что у журнальной статьи есть один существенный недостаток: автор не может получить отклики читателей. А мне ведь интересны мнения других любителей рок-музыки, которые, как известно, всяк на свой манер с ума сходит. По этой причине я и публикую ту свою статью в блоге, в ожидании получения комментариев и иных, отличных от моего, мнений.

По ком звонит колокол…

Честно говоря, уже давно надоело о русских рок-музыкантах читать такие сентенции, как «революционеры 80-х», «авангард борьбы с тиранией», «бойцы рок-баррикад» и тому подобные громкие заумствования. Оно, конечно, понятно, после развала Союза все, кто хоть шепотком выражал возмущение тоталитаризмом в 80-е, бросились тут же примерять доспехи революционеров. Да вот загвоздка: кого-то эти доспехи и на самом деле украшают как «борцов рок-фронта», а кого-то превращают в шутовских «рыцарей печального образа».
Вы скажете, что сейчас, по прошествии стольких лет трудно разобраться, кто на самом деле бился против империи в неравном бою, а кто и просто имитировал эту битву. Не соглашусь. И ныне можно определить, чьи ордена настоящие, а чьи коробят взгляд откровенной фальшью. Впрочем, сами можете посмотреть.

Под знаком «Псевдо»…
Группа «Машина времени» и Андрей Макаревич в частности ныне в почете и занимают почетный пьедестал «культовых руссорокеров», на который нередко подбрасывают венки эпитета «революционеры 80-х». Что так же далеко от истины, как Альфа Центавра – от Земли. Уж кем-кем, а бунтарями и правдолюбцами «машинисты» никогда не были. Самая их острая песня – «Поворот» — ни протестной, ни тем более революционной никак не является. Наоборот, «Машина времени» с властью всегда дружила, поэтому стабильно попадала на официальные концертные площадки и на экраны центрального телевидения. Вообще, Макаревич и Ко всегда были лояльными к власти – причем к любой. И к советской, и к ельцинской, и ныне к путинской. Конформисты, в общем, самая верноподданническая рок-группа. И зря их именуют некоторые борзописцы (пардон, коллеги) «русскими «Битлз»». Уж чего-чего, а «Битлз» со своей властью не дружили никогда и немало поиздевались над нею.

Модные протестанты
Протест бывает и данью моде. Странно? Ничуть. В частности, Жанне Агузаровой это странным не казалось ни капли. Впрочем, весь ее протест выражался в экспрессивности и стремлению выделиться, которое граничило с сумасшествием. Уважаемая госпожа Агузарова всего лишь эпатировала, дразнила добропорядочных обывателей. А на партийную диктатуру и «идеологическую духоту» ей было глубоко наплевать. Свободолюбивость казалась ей чем-то ультрамодным и гиперстильным – вот и все, что ей удалось рассмотреть в куцых кусках западной рок-стилистики, которые прорывались сквозь «железный занавес».
«Протестантизм» групп «Моральный кодекс» и «Чайф» был сродни протесту Элвиса Пресли и иже с ними. Им не нравилось шагать в ногу и ребята стремились хотя бы один шаг из десяти делать в другую сторону. Так, слегка, почти незаметно. Всего лишь для удовлетворения своего эго.

Рок-буржуи
Если проводить аналогии с русской революцией, что привела к красному Октябрю, то многие рокеры были именно буржуями. «Наутилус Помпилиус», «Алиса», «Телевизор», «Круиз» и многие другие боролись только за одно – за свои привилегии играть рок и рок-н-ролл. Им были до фени все эти «свободы общества», «стремление разрушить стену», «стремление в свободный мир». Они если и протестовали, то только за себя, за свою музыку. Они не стремились нести какие-то мысли, зовущие к освобождению, не рвали глотки криком «разорвите цепи». Хотя «наутилусы» однажды сверкнули протестной песней «Скованные цепью» — но это все, на что их хватило. В общем, рок-буржуи поднимали голос только за свой угол, за свою подворотню и за свою свободу бренчать на гитаре и петь песни не о «счастье социализма».

Рыцари без страха и упрека
Но были схватки боевые, да, говорят, еще какие… Не все ж стремились к «комфортному протесту». Пример Игоря Талькова говорит о том, что лезли на баррикады и люди идейные. Песни Талькова не были какой-то «завуалированной-малопонятной» субстанцией. Это был открытое и откровенное обвинение власти, открытая критика строя, смелая попытка взглянуть на дореволюционное прошлое страны другим, «некоммунистическим взглядом». Игорь ни с кем не заигрывал, никому не старался понравиться. У него было слово правды, и он стремился его отдать людям. Не считаясь ни с чем. Даже с риском физической гибели.
Группа «ДДТ» во главе с бессменным и неугомонным Юрием Шевчуком ни в буржуях, ни в модниках ни, тем более, в приспособленцах сидеть не хотела. Шевчук сотоварищи сразу заняли свою позицию – граждан и поэтов-музыкантов. Свое отрицательное отношение к власти, к строю, к режиму они заявляли практически открыто. Метафоричная форма песен «ДДТ» — это была не попытка скрыть вуалью свои мысли. Это была именно форма выражения – иногда замысловатая, но все же ясная и понятная всем. Причем, надо отдать должное, Шевчук с развалом Союза не успокоился. В 80-х он воевал с коммунистическим тоталитаризмом, а после объявил войну тоталитаризму попсовому. И по сей день не убрал меч свой в ножны.
Удивителен путь борьбы Егора Летова, лидера культовой панк-группы «Гражданская оборона». В 80-х он был непреклонным антикоммунистом и поднимал свое оружие-песни с непримиримостью панка. И с панковским же бесстрашием. Однако в 90-х поразил общественность тем, что стал ярым последователем коммунизма. Другая форма протесте против нового врага – капитализма. Похоже, ни одна из конкурирующих систем власти Егора не устраивает.

Революция – это дело яркое и благородное. Это – событие. Но, как показывает история, истинных революционеров мало, зато много всех этих «псевдо-» и эгоистичных прихвостней, которых на борьбу не хватает, зато после победы они выпячивают свои иллюзорные подвиги. Не стыдно? О, ничуть. Бабло оправдывает все…

Комментарии (27)

RSS свернуть / развернуть
+
+3
Мне понравилось. Только ощущение некоторой незаконченности — хотел сказать многое, но почему-то поскромничал)) Насчет МАШИНЫ ВРЕМЕНИ — 100%!
+
0
Автор не поскромничал. Автору банально главред урезала объем статьи)))
+
+3
Мне понравилось. Только ощущение некоторой незаконченности — хотел сказать многое, но почему-то поскромничал)) Насчет МАШИНЫ ВРЕМЕНИ — 100%! Они — туристы и поют их как правило туристы
+
+4
Что ж, весьма любопытно.
Хотели услышать мнение — слушайте.
Сама публикуюсь, поэтому могу заметить Вашу явную язвительность — почему ж Вы так любите и восхищаетесь одними и высмеиваете других? К сожалению, не указан Ваш возраст — интересно было бы знать — откуда у Вас такое четко сформированное мнение — на личном опыте, или же по достоверным «источникам».

Далее. Может быть я мало читаю -скажите, где Вы умудряетесь откапывать такие «сентенции, как «революционеры 80-х», «авангард борьбы с тиранией», «бойцы рок-баррикад» и тому подобные громкие заумствования» — поделитесь ссылками, было б интересно ознакомиться.

По Макаревичу почем зря проехались, вспомните строки из его песни: «НЕ стоит прогибаться под изменчивый мир — пусть лучше он прогнется под нас». Они же пропитаны пацифизмом, без запросов на какие-то статусы и еще что-то. Чувакам это просто реально нравилось — музыка и популярность — ведь когда-то и они молодые были, и им гулять хотелось… Да и людям они нравились, не находите? Они для себя избрали (как тот же Макаревич) какие-то дополнительные поприща — и прекрасно им живется. И ни до какой им власти дела нет.

Агузарова — отдельный разговор. Тут, пожалуй, соглашусь с Вами. Голый эпатаж. Недавно смотрела передачу про нее, про ее злоключения после эмиграции. Однозначно сказать — жаль тетку. По-человечески жаль.

Посмотрела сейчас — что если каждый Ваш абзац комментировать — очень долго и муторно получится. Поэтому — приближаюсь к своему завершению.

Во-первых, все они — музыканты. Одно то, что они протаскивали свою музыку из андеграунда в массы — уже подвиг. Ибо — это польза для масс (музыка — это хорошо).Во-вторых — они все получили удовольствие от того -что делают. Профиты, само собой, им тоже были приятны, но, думается мне, что наши люди того времени еще не так были развращены баблом, и жили больше творчеством (хотя, вот личности типа Айзеншписа заставляют задуматься об обратном). В-третьих, Тальков где? Мертв. А Шевчука так и воюет. Бунтарь. Дай с кем-то — за милую душу. Хотя я его очень уважаю. В-четвертых, Вы выразили свое субъективное мнение, и, как мне кажется, с большим пристрастием. Красивые, затейливые саркастические фразы — это прекрасно, конечно, творчество и все такое — я все понимаю, сама умею хорошо «воду лить», как творцу, писателю, автору — Вам большой респект. Но критику Я Вашу целиком и полностью принять не могу. Я слишком преданный фанат.

Ну, и в-пятых, что такое революция? Революция (от позднелат. revolutio — поворот, переворот, превращение, обращение) — радикальное, коренное, глубокое, качественное изменение, скачок в развитии природы, общества или познания, сопряжённое с открытым разрывом с предыдущим состоянием. Но даже слово «революция» можно воспринимать по-разному. Для кого-то — это открытое противостояние, военные действия, штыки и баррикады, а для кого-то — это драйв, панк, эмоции, стиль жизни, адреналин, самовыражение, креатив.

Для примера: статистика ключевых слов яндекса, что чаще всего ищут люди со словом «революция»:
личность 1223549
бунт 59821
пацифизм 5570

Но даже сейчас я Вам привела не полную статистику, а ограниченную иллюзорностью моего сознания, то, как я это вижу.

Я от политики очень далека и не люблю ее. А их, музыкантов, воспринимаю просто как творцов, не более. Скажете — с этого нужно было начинать? Простите) Тоже хотела блеснуть своим журналистским «бла-бла» :)
+
+4
Полностью согласен с последним абзацем, музыканты должны заниматься своим делом — творчеством. Если творчество становится всего лишь оберткой для продвижения неких (любых) политических идей, то меня это сразу отталкивает. У меня есть свои взгляды на жизнь, на политическое устройство, есть своя «гражданская позиция» и что-либо «впаривать» мне не нужно. Продвигать с помощью музыки общечеловеческие ценности — это допустимо. Брать на себя смелость и распространять любые политические взгляды — не допустимо абсолютно. Просто потому, что истины нет ни у кого.
+
+1
В яблочко, в который раз уже :)
+
+2
Полностью согласен с последним абзацем, музыканты должны заниматься своим делом — творчеством. Если творчество становится всего лишь оберткой для продвижения неких (любых) политических идей, то меня это сразу отталкивает. У меня есть свои взгляды на жизнь, на политическое устройство, есть своя «гражданская позиция» и что-либо «впаривать» мне не нужно. Продвигать с помощью музыки общечеловеческие ценности — это допустимо. Брать на себя смелость и распространять любые политические взгляды — не допустимо абсолютно. Просто потому, что истины нет ни у кого.


По этому поводу вспоминается один опрос среди западных рок-музыкантов, проведенный журналов Роллинг Стоунз на тему отношения к 11 сентября и контртеррористических акций США. Много больших рокеров лепили почем зря сентенции «за» и «против». Однако всех пригвоздил Ларс Ульрих. Дословно не вспомню, но по смыслу так: «Нашли кого слушать – музыкантов. Если мы отлично разбираемся в музыке, если мы умеем делать и играть музыку, которая нравится миллионам, то это не значит, что мы разбираемся в политике и в жизни. Поэтому нечего музыкантам лезть в политику, надо делать то, что лучше всего у тебя получается, и не лезть в то, в чем ты полный дебил».
+
0
А почему в России так боятся быть смелыми? кстати, то что именно больщевики забрали себе все лавры Октябрьского переворота, определилось именно «несмелостью» и изрядной размазанностью по «общечеловеческим ценностям» остальных партий, участвовавших в революции. И потом, зачем так уж противопоставлять политические взгляды и общечеловеческие ценности — одно другому не мешает, а в идеале должно быть тождественно
+
0
Смелыми боятся быть не только в России. Сколько помню из истории, революционными свершениями идейных людей пользовались не самые чистоплотные люди. Кромвель, Наполеон, политические деятели США после войны за независимость…
+
+2
Благодарю за высказанное мнение, Insolentsun, и готов вступить в диспут по этой теме) Будем работать по пунктам для удобства:

Что ж, весьма любопытно.
Хотели услышать мнение — слушайте.
Сама публикуюсь, поэтому могу заметить Вашу явную язвительность — почему ж Вы так любите и восхищаетесь одними и высмеиваете других? К сожалению, не указан Ваш возраст — интересно было бы знать — откуда у Вас такое четко сформированное мнение — на личном опыте, или же по достоверным «источникам».


Годков мне 30, приближаюсь к 31-му. Посему о теме сужу и по личному опыту в том числе.

Далее. Может быть я мало читаю -скажите, где Вы умудряетесь откапывать такие «сентенции, как «революционеры 80-х», «авангард борьбы с тиранией», «бойцы рок-баррикад» и тому подобные громкие заумствования» — поделитесь ссылками, было б интересно ознакомиться.


Увы, ссылками поделиться не могу, ибо эти сентенции черпал из бумажных, так сказать, СМИ. Например, из СтМ, Юности, Ровесника, АиФ, Комсомолки и т.д.

По Макаревичу почем зря проехались, вспомните строки из его песни: «НЕ стоит прогибаться под изменчивый мир — пусть лучше он прогнется под нас». Они же пропитаны пацифизмом, без запросов на какие-то статусы и еще что-то. Чувакам это просто реально нравилось — музыка и популярность — ведь когда-то и они молодые были, и им гулять хотелось… Да и людям они нравились, не находите? Они для себя избрали (как тот же Макаревич) какие-то дополнительные поприща — и прекрасно им живется. И ни до какой им власти дела нет.


Начнем с того, что причислять «Машину времени» к року можно было только по принципу «на безрыбье и рак — рыба». Это то же самое, как в тех же 80-х пресса к рокерам причисляла Майкла Джексона и Мадонну. Ну не рокеры «МВ», а гитарный поп – не более. «Сябры», кстати, людям тоже нравились – и что? Конформисты они, и как раз-таки Макар-то как раз и опроверг свои же собственные слова про «не стоит прогибаться» — прогнулся на раз под новое время.

Во-первых, все они — музыканты. Одно то, что они протаскивали свою музыку из андеграунда в массы — уже подвиг. Ибо — это польза для масс (музыка — это хорошо).Во-вторых — они все получили удовольствие от того -что делают. Профиты, само собой, им тоже были приятны, но, думается мне, что наши люди того времени еще не так были развращены баблом, и жили больше творчеством (хотя, вот личности типа Айзеншписа заставляют задуматься об обратном). В-третьих, Тальков где? Мертв. А Шевчука так и воюет. Бунтарь. Дай с кем-то — за милую душу. Хотя я его очень уважаю. В-четвертых, Вы выразили свое субъективное мнение, и, как мне кажется, с большим пристрастием. Красивые, затейливые саркастические фразы — это прекрасно, конечно, творчество и все такое — я все понимаю, сама умею хорошо «воду лить», как творцу, писателю, автору — Вам большой респект. Но критику Я Вашу целиком и полностью принять не могу. Я слишком преданный фанат.


Во-первых, это когда «МВ» в андеграунде была? Сколько помню, в 80-х их по ТВ неплохо так показывали, приязненно.

Во-вторых – все стараются получать удовольствие от того, что делают. Где тут заслуга Макара и Ко?

В-третьих, Талькова убили, однако песни его до сих пор пользуются популярностью, его помнят, значит, как творец он жив. Ну а Шевчук заигрался с бунтарством. Похоже, он уверен, что если перестанет бунтовать против любой власти, то перестанет быть собой. Бунт ради бунта.

В-четвертых, любой журналист чаще всего выражает свое мнение либо мнение, которое ему близко. Полная объективность – удел людей, отрешившихся от жизни. А фанатизм – это нехорошо)))

Для кого-то — это открытое противостояние, военные действия, штыки и баррикады, а для кого-то — это драйв, панк, эмоции, стиль жизни, адреналин, самовыражение, креатив.


Для героев статьи, скорее всего, революция – «это драйв, панк, эмоции, стиль жизни, адреналин, самовыражение, креатив.»
Кстати, отмечу. Фанатом русского рока никогда не был, однако при этом с большим уважением отношусь именно к Виктору Цою. Потому что Цой смог стать кем-то вроде духовным гуру молодежи. Он обращался не к уму, не к общественному сознанию, а именно к душе. Вообще уважаю больше поэтов и певцов именно такого духовного характера, к которым относятся, например, БГ и «Пикник».

Я от политики очень далека и не люблю ее. А их, музыкантов, воспринимаю просто как творцов, не более. Скажете — с этого нужно было начинать? Простите) Тоже хотела блеснуть своим журналистским «бла-бла» :)


Ничего не скажу) С чего начали – с того начали)
+
+2
Я тоже Цоя люблю. Но Цой вообще не обсуждается. Просто потому что он — Цой.
+
0
Примерно по этой же причине я и не касаюсь его) Цоя как явление обсуждать невозможно. Его либо принимаешь, либо нет.
+
+1
Почему многие так любят Цоя? Как же убог духовный мир того, у которого, если есть в кармане пачка сигарет, то все почти окей)) Жаль тех, для которых он является «духовным гуру»
+
0
Там еще «билет на самолет с серебристым крылом» был. А вообще «Перемен требуют наши сердца» — не?)))
+
+1
Почему-то в исполнении Цоя про пачку сигарет и подобное звучит более убедительно и жизненно, чем про «самолет с серебристым крылом»
+
0
А это уже кто как воспринимает))) Тут уже не поющий палится, а слушающий)))
+
0
А ты можешь привести какие-нибудь конкретные факты того, что Макаревич прогнулся на раз под новое время. А то как-то неаргументированно звучит)
+
0
А можно просто посмотреть, как Макар ластится к власти) Что к ельцинской команде, что к путинской. Редкие политконцерты в поддержку ЕдРосов без МВ проходят. Как и без Любэ)
+
+2
Я частично согласен с Insolentsun насчет возраста и того, что это «искренне» ваше мнение хотя какая разница… Для того чтоб расширить свой взгляд на рок-культуру есть несколько хороших картин снятых самими рокерами «Дом Солнца» Сукачева (один из крутейших рокеров). И фильм про питерский рок клуб — который называется «Рок»
+
+2
vo888, по поводу своего возраста я написал в ответе Insolentsun. Насчет моего мнения… Вроде как, я нигде не писал, что пишу Истину в последней инстанции. Даже намека на это не было.

Сукачев – крутейший рокер? Тогда Ник Кейв – тоже)
+
+1
Вот именно об этом и речь))) пару лет до вашего рождения МВ была андеграундом. Ну а про Сукачева даже спорить не буду езжайте в Москву на фестивале рокеров поспорьте про кто есть кто. Вы видимо очень далеки от процесса… что бы дойти до сути извените. С рождеством
+
0
Пару лет до моего рождения андеграундом были «Эммануэль» и творения Ивана Баркова. Еще ранее в полуподпольном состоянии находились Владимир Высоцкий, Башлачов — а это барды.Что, теперь всех, кто был в андеграунде в рокеры записывать?
Я могу поспорить на рок-фестивалях в Москве и, боюсь, например, поклонники Арии, Алисы и Люмена меня поддержат. Сукачёв как рокер «скончался» вместе с «Бригадой С». И это — отнюдь не мое субъективное мнение. Таково мнение самого Гарика, который ныне считает себя исполнителем авторской песни. В доказательство чему привожу ссылку на интервью с ним по поводу его альбома «Перезвоны».
www.peoples.ru/art/music/pop/sukachev/interview1.html
+
0
Прошу прощения — и вас с рождеством)
+
0
+
+3
*открыл пост, упал в обморок*

Ну вы блин даете )))
+
+1
А чего? *лыбится* Полемика, знаете ли — вещь)))
+
0
Если люди вступают в диалоги и споры, а не драки и скандалы, значит, они еще не перестали быть Хомо сапиенс

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.










Starline a63
В продаже авто сигнализации StarLine и другие производители. Выбирай
km-audio.ru