Блог им. mad_likkin → НУЖЕН ЛИ ДЕТСКИЙ САД РЕБЕНКУ?

Детский сад – безусловно, великое изобретение, особенно полезное сегодня, когда вокруг так много интересной работы, а предоставляющиеся возможности заключены в такие узкие временные рамки, что хочется успеть больше… Но так ли необходим детский сад ребенку?

Оговоримся, что речь пойдет не о домашнем и не о частном детских садах, которые сильно отличаются от традиционного, «совкового». А споров-то вокруг надобности обычного муниципального детского сада ровно столько же, сколько вокруг того, нужно ли спать ребенку с родителями в одной кровати. Приверженцев домашнего воспитания сегодня много не только в силу убеждений, но и в силу того, что детские сады переполнены и получить в них путевку сложно даже встав в очередь за два-три года до планируемого поступления. Для большинства мам, дети которых ходят в садик, польза пребывания там ребенка очевидна: воспитатели занимаются с малышами больше, чем может себе позволить мама; день подвержен строгому режиму, что благотворно сказывается на функционировании всех систем организма; вокруг много разнохарактерных ровесников, взаимодействуя с которыми, малыш укрепляет собственную жизненную позицию. Однако есть и точка зрения, свидетельствующая в пользу того, что детский сад нужен больше маме, чем ребенку, и она тоже стоит определенного внимания. Давайте рассмотрим возможные «за» и «против», чтобы было проще определиться в том, какие из аргументов лично для вас наиболее весомы.

Казалось бы: Вряд ли кто не согласится с тем, что в условиях детского сада большинство малышей начинают часто болеть. Большинство хронических заболеваний, которые ребенок приобретает к школьному возрасту, берут свое начало из детсадовских больничных, из которых мама старается поскорее выкарабкаться – ведь ей надо работать. Не восстановившийся иммунитет ребенка не в состоянии заглушить вторжение и развитие новых микроорганизмов или в результате недостаточного ухода на старое заболевания накладываются осложнения, и в результате от тонзиллита, гепатита, снижения слуха и других неприятностей приходится лечиться годами…

С другой стороны: Однако детский сад подчас является едва ли не единственным источником «детских болезней», которые в старшем возрасте переносятся гораздо сложнее, и если ими не переболеть до школы, ребенок может подхватить эти же болячки в 1-2 и т.д. классе, придется пропускать уроки… Кроме того, у некоторых детей в результате заболеваний, подхваченных в течение первого года, происходит достаточно мощная тренировка иммунитета – такая, что потом дети практически не болеют.

Казалось бы: Грамотная, любящая своего ребенка и желающая заниматься им мама, вооружившись пособиями по раннему развитию, программами дошкольных учреждений и тестами психофизического развития, способна сама привить своему малышу все необходимые для школы навыки, организовать общение со сверстниками и дать по сути энциклопедические знания. Все то же самое может обеспечить и бабушка или няня, согласившаяся посидеть с ребенком, пока мама работает. Отсутствие периода тяжелой адаптации, домашнее питание и достаточное внимание с обилием объятий и поцелуев сохранят психику и здоровье ребенка.

С другой стороны: Однако никакие занятия не в состоянии обеспечить ребенку ни полноценного общения, ни гладко проходящей адаптации к обучению в школе. Дело в том, что и мама, и бабушка, и няня грудью бросятся на обидчика – а в детском саду нужно стоять за себя самому, — отведут от опасности – а ведь иногда мозгу ребенка неплохо самому сообразить, где увести ноги от высокого края, а где взмахнуть руками, — пожалеют и разрешат встать попозже/не есть суп/не ложиться на дневной сон – а ведь в школе невозможно не читать и не писать, если не хочется… Кроме того, мама, бабушка и няня, как правило, не умеют играть в Черепашек Ниндзя и Спайдермена…

Казалось бы: И развитие ребенка, и его социализацию могут обеспечить всевозможные Центры, кружки, школы временного пребывания – в которых можно присутствовать только на занятиях, не включаясь в чуждые режимные моменты конфликты с воспитателем, который так не похож на маму.

С другой стороны: Центры развития ребенка, организующие работу детских групп по программе обучения дошкольных учреждений, как правило, преследуют одну цель – обучения ребенка. Ни вопросы социализации, ни адаптация к школе, как правило, такие Центры не волнуют, и у детей на занятиях практически нет возможности общаться или постичь логику классического обучения, на котором основана в основном современная школьная система. К сожалению, в плане игрового обучения дополнительное образование дошкольников ушло далеко вперед школы и типичного детского сада. Кроме того, педагог такого Центра выстраивает в группе детей особую атмосферу совместной работы, как бы создавая удобное ему микрообщество. В детском же саду образование этого микрообщества стихийно, и функционирует по законам взрослого общества, в котором ребенку приходится находить свое место и определять способ поведения с разными людьми.

Конечно, все дети разные. Ребенок, не способный адаптироваться в саду на протяжении нескольких месяцев кряду, возможно, будет готов к нему только спустя полгода или год – а возможно, это время вовсе не наступит. Во всех вопросах – здоровья, общения, обучения, — нужно полагаться на материнский инстинкт, и только мать способна решить, нужен ли детский сад именно ее ребенку. Детский сад дает не только позитивные результаты – ведь и умение нецензурно выражаться, и агрессию по отношению к младшим, и не свойственное непослушание, и чувство неполноценности из-за ежедневного унижения ребенок приносит именно из садика. Да и садик, честно говоря, может попасться такой – а в ситуации распределения мест в детских садах «сверху» у родителей практически не остается шансов на смену детского сада, если в прежнем не понравились условия ухода или воспитатели, — что со всех точек зрения ребенку лучше бы остаться дома… Перевешивают ли в вашем случае плюсы или минусы детского сада? В любом случае остановитесь на принятом решении, и давление других родителей или родственников, склоняющих вас к его изменению, могут игнорироваться вами с чистой совестью – ведь в выборе пользы для своего ребенка, как во множестве нравственных вопросов, не может быть единой для всех правды.

Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.