Блог им. DonBruce → Про фотографа и заказчика. Драма в нескольких действиях с антрактом.

  • 03 сентября 2011, 20:44
  • DonBruce
Наболело! Именно так я собирался начать эту заметку про нелегкий труд фотографа, где я хочу раскрыть некоторые моменты, которые обычно незаметны заказчику. Но начну с другого. Я снимаю не то чтобы часто, но могу считать себя профессиональным фотографом. Как сказал кто-то известный, чьё имя я забыл, профессиональная деятельность – это та, за которую платят деньги. Мне за фотосъемку платят, не всегда, и не столько, сколько мне хотелось бы, но я соглашаюсь. Соглашаюсь, потому что фотографов сейчас очень много, даже больше чем ди-джеев! Купил зеркалку – фотограф, купил скальпель – хирург.



Раз фотографов много, то кто-то точно согласится снимать то же самое, но значительно дешевле. Вот здесь обязательно заказчика будет ждать засада, так как дешевле – это почти всегда хуже! И первый важный вопрос – цена фотосъемки. Что видит заказчик на съемке, ходит фотограф (любого пола) и что-то там фотографирует. По сути, для заказчика это какое-то хаотическое нажимание одной кнопочки. Тоже мне труд, думает заказчик, тут много ума не надо, ходи и жми кнопку.

По этому поводу, я вспоминаю один бородатый советский анекдот.
Вызывает мужик телемастера, тот пришел, стукнул один раз по телевизору молотком и телевизор заработал.
– С вас 11 рублей, говорит телемастер.
– Почему так дорого, вы же один раз по телевизору молотком стукнули, парирует мужик?!
– Один рубль за удар молотком и 10 рублей за то, что я знаю, куда нужно ударить, отвечает телемастер.

С фотосъемкой похожая история, но с нюансами.

Во-первых, фотограф должен не только знать как настроить свою технику, но и уметь поймать момент, когда нужно нажимать ту самую кнопочку и при этом не забывать о правильной композиции.

Во-вторых, инструмент того телемастера из анекдота намного дешевле современной фототехники, которую можно и нужно использовать для профессиональной фотосъемки. Плавно подошли к вопросу ценообразования.

Мой фотоаппарат стоит примерно 2600 долларов. Это только body, т.е. корпус, которым снимать нельзя. Добавим несколько объективов из профессиональной линейки, где-то на 5 тысяч, фотовспышку где-то за 500 долларов, 4-5 хороших флэшек по 100 баксов за 1 штуку, фотосумку, аккумуляторы для вспышки и для фотоаппарата – еще на 300-400 долларов. Как Вы думаете, я соглашусь снимать юбилей на 300 человек за 200 долларов?! Зато фотограф с техникой попроще, скорее всего, согласится и будет не прав. Заказчик и некоторые горе-фотографы не знают, что ресурс фототехники ограничен, через определенное количество срабатываний затвора фотоаппарат превратится в тыковку исчерпает свой ограниченный ресурс и нужно будет покупать новый фотоаппарат. Если брать за фотосъемку те деньги, которые готовы платить большинство заказчиков, то на хороший новый фотоаппарат денег не заработать, только на ту самую камеру попроще и подешевле (суть похуже). Т.е. бомбилы с дешевыми фотоаппаратами и низкими ценами просто обречены на бесконечную работу в своей ценовой нише нетребовательных к качеству заказчиков.
Лично я на такое не согласен. Я хочу, и буду снимать редко, дорого, качественно и хорошей техникой.

И это еще не все про цены. Заказчик считает очень просто. Фотограф снимает, например, 5 часов и просит за это 500 долларов. Как так, за что?! Каких-то 5 часов работы и такие деньжищи!!! Ничего, что те сотни (а иногда и тысячи) фотографий нужно еще обработать? На это может уйти от одного рабочего дня, до недели, а если речь идет о свадьбе и глубокой обработке с ретушью, то и несколько недель. Эти часы заказчик почему-то не учитывает, вероятно потому, что не видит этой работы. Давайте по минимуму прибавим к тем 5 часам съемки еще 8 часов на обработку, получим 38 долларов с копейками в час, а это уже не те огромные деньжищи. Давайте вернемся к стоимости оборудования и добавим туда стоимость хорошего компьютера с хорошим монитором и стоимость программного обеспечения.

Приличный Apple Mac Pro с монитором можно купить в США за 4 тысячи долларов (у нас значительно дороже), Adobe Photoshop стоит в районе 660 долларов. Если суммировать инвестиции в фототехнику и программное обеспечение, то легко можно выйти на сумму в 10-15 тысяч долларов. При этом нужно где-то раз в 2 года менять камеру и раз в 3 года менять компьютер, обновление ПО тоже не бесплатное. Еще любая техника может ломаться, аккумуляторы нужно периодически менять, я уже не говорю про множество других аксессуаров, без которых не обойтись. Повторю вопрос, вы правда думаете, что я инвестировав такие суммы в фототехнику, комп и ПО буду снимать большие мероприятия за 100-200 долларов?!

Мне кажется, что с ценообразованием мы боле-менее разобрались, поэтому продолжим обсуждать другие нюансы работы фотографа.



У каждого фотографа были ситуации, когда заказчик предъявлял претензии к тому, что нет фотографий каких-либо моментов. Я уверен, что в данной ситуации 99% — это вина заказчика. Я постоянно прошу у заказчиков бриф для фотографа, в котором прошу обозначить хотя бы значимые моменты, которые должны найти отражение на фотографиях. Увы и ах, чаще всего мне не предоставляют даже сценарий или тайминг мероприятия. Но я же обычный человек и не могу читать мысли заказчика и догадываться о том, что произойдет в следующий момент на ивенте. Выручает только опыт и взаимодействие с ведущими мероприятий. А ведь заказчик все мог бы упростить, если бы составил бриф, в котором бы указал свои пожелания по фотосъемке.



Еще заказчики любят попросить фотографа, поснимать еще чуть-чуть, еще немного. Если это немного укладывается в полчаса, то я обычно соглашаюсь, но когда больше, то сорри. Труд должен оплачиваться, ведь еще один час фотосъемки – это не только украденное у меня время, но и ресурс фотокамеры и время на обработку. Дороговатая уступка, не так ли?! Вы же, имея денег на 10 литров бензина, не требуете на заправке залить вам 20 литров только потому, что у вас больше нет денег на бензин? Бывают ситуации, когда заказчик требует распечатать фото за ту же цену и сильно удивляется отказу. Почему тот же самый заказчик приходя в магазин и оплачивая за пачку пельменей не требует бесплатно добавить упаковку вареников?

Можно, я продолжу нудеть и ныть по поводу заказчиков? А собственно, кто мне запретит это делать?! :)

Вот те фразы, после которых нужно посылать заказчика подальше:

— Мы можем заплатить за 5 часов съемки только 100 долларов, у нас больше не позволяет бюджет.
— Поснимайте еще часик, это же вам ничего не стоит.
— Мне нужны фотографии срочно, сегодня/завтра!
— А вот другой фотограф берет за это меньше.
— Поснимайте сейчас дешевле/бесплатно, а потом мы будем работать только с вами и будет много заказов.

Хороший заказчик в моем понимании:

— Платит за качество;
— Предоставляет бриф на фотосъемку, т.е. точно знает что хочет получить в результате от фотосъемки;
— Платит заранее или в день мероприятия;
— Не требует фотографии раньше, чем они могут быть качественно обработаны;
— Не требует больше, чем оговаривалось до фотосъемки, либо готов оплачивать дополнительное время и/или услуги.

Встречал ли я хороших заказчиков? Нет!

Вот на закуску видео, вам фотографы посвящается!

  • +2
  • 5

Комментарии (5)

RSS свернуть / развернуть
комментарий был удален

+
0
Ну вот, после трех съемок подряд у меня вдруг закончилось место для хранения фотографий. Пара жестких дисков будут стоить 200 долларов и еще 200 долларов сервер NAS, куда эти винчестеры можно будет поставить. Ох недешевое это удовольствие…
+
  • avatar
  • Nikk
  • 05 сентября 2011, 13:56
  • #
0
Согласен, обработка фото — долгий и мучительный процесс, особенно если съемка тебе самому не интересна (думаю, обычно так и бывает, если она — на заказ). Но это сложно понять тому, кто не пробовал самостоятельно обработать хотя бы сотню фоток.
+
0
я конечно понимаю что сразу найдутся обиженные НО
Очередная статья про «как сложно быть фотографом»
Называется добро пожаловать на рынок труда не требующий образования = дешевый
38$ даже по таким подсчетам за работу на которую человек выучился при помощи 10часов чтения «Фотошоп фо дамис» это огромные деньги
Давайте рассуждать тогда тоже Водители такси — ой машина стоит денег +страховка +полотно дороги не нароком разрушит машину+ штрафы== проезд два квартала 20$

Первая часть описывает мастерство фотографа выбирать ракурс композицию идт итп = и бум за 5 часов (иногда тысячи как сказал автор фотографий) по тысяче фотографий за час простая математика в среднем 17 снимков в минуту а ведь нужно успевать еще и ходить…
вот и время на обработку берется от неумения ясное дело что пока кучу треша по 7-10мб просто пролистаешь борода выростет.

ну и самое интересно :) Износ затвора при том что даже у самой скажем «простой» 5D 100.000+ срабатываний и цена затвора даже в золотом магазине 200$
и говорить что менять раз в два года изза этого весь фотоаппарат это такой же… как машину поменять изза полной пепельницы
Ну и конечно работа вообще сложный и мучительный процесс поэтому и платят деньги вам а не вы.
Ну а вопрос про то что ктото не платит это совсем другая тема
+
0
С чего вы взяли, что работа фотографом не требует образования?! Я писал от своего имени статью, так что фраза
38$ даже по таким подсчетам за работу на которую человек выучился при помощи 10часов чтения «Фотошоп фо дамис» это огромные деньги
мягко говоря оскорбительна для меня. Я фотографии лет так 27 назад начал учиться.

Откуда взялся бредовый расчет про 1000 фотографий в час? Любите фантазировать? У вас точно проблемы с расчетами. У меня бывают на выходе съемки по 2 тысячи фотографий, но это 5-8 часов работы.

Про обработку снова бред, причем бред человека, никогда не обрабатывающего фотографии. Конечно есть бомбилы, которые используют кнопку «шедевр» в каких-нибудь графических редакторах. Но на выходе такое говно получается, что стыдно такое показывать заказчику.

Дайте адрес магазина в Алматы, где затвор за 200 долларов поменяют?!

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.