Блог им. RinatSibagatullin → Кинодилогия «Москва - Кассиопея» и «Отроки во Вселенной» # Сделано в СССР

Москва Кассиопея и Отроки во Вселенной на мой взгляд одни из самых лучших фильмов снятых в СССР для детей и юношества.
 
http://www.youtube.com/watch?v=F8ACJUgPvBc
 
Подписаться на мой авторский канал в Youtube можно по ссылке RinatSibagatullin
 


«Москва-Кассиопея» и «Отроки во Вселенной» — научно-фантастическая советская кинодилогия для детей и юношей. Кинодилогия поставлена режиссером Ричардом Викторовым по сценарию Авенира Зака и Исая Кузнецова.
«Москва — Кассиопея» — из глубин Вселенной до Земли долетает радиосигнал с планеты Альфа созвездия Кассиопеи, посланный разумными существами. В соответствии с проектом Виктора Середы, к Альфе Кассиопеи отправляется экспедиция. Ввиду того, что полет займет очень много времени, команда формируется из подростков не старше 14 лет, чтобы к концу полета, экипаж составляли космонавты в самом расцвете сил. Изза безответственного поведения космического зайца Лобанова, корабль оказывается у конечной цели значительно раньше намеченного срока. Смогут ли юные герои выполнить свою миссию?
«Отроки во Вселенной» — приключения ребят продолжаются на Альфе, где они встречаются с жителями и роботами этой планеты.
 
Премьера фильма «Москва — Кассиопея» состоялась 23 сентября 1974 года, а премьера фильма «Отроки во вселенной» состоялась 25 марта 1975 года.
Фильмы «Москва — Кассиопея» и «Отроки во вселенной», снятые в 1973 году до сих пор считаются одними из лучших в истории фантастического кино для детей. Спецэффекты в нем удивили даже создателя голливудских блокбастеров Стивена Спилберга, изучавшего опыт комбинированных съемок советских кинематографистов. В одном из интервью он искренне восхищался: «Как это русским в начале 1970-х, когда еще не было компьютерной графики, удалось так мастерски снять невесомость?».
Если мы как общество имеем желание развиваться самое время вспомнить о великих достижениях нашей страны и в освоении космоса и в кинематографии, посвященной космосу. И совершенно не важно, что фильмы «Москва-Кассиопея» и «Отроки во вселенной» не имеют отношения к настоящему серьезному космосу, важно то, что они пробуждают к нему интерес и являются лучшими в своем жанре.
«События этого фильма имели место летом будущего года», — предупреждает нас появившийся на экране прежде титров Исполняющий Особые Обязанности в этом фильме актер Инокентий Смоктуновский. Значит, речь пойдет о том, что будет завтра… И мы отправляемся путешествовать в будущее.
«Вот погодите, я вырасту...», «Вот когда я стану взрослым...» Ребята любят говорить эти слова. Мечта вырасти, повзрослеть не перестает быть менее привлекательной оттого, что ей неизбежно суждено осуществиться… А с каким интересом относятся дети к нашим проблемам, от которых мы их иногда чересчур заботливо отстраняем. В фильмах«Москва — Кассиопея» и «Отроки во вселенной» ребята заняты делом, «взрослее» которого трудно себе что-либо представить: они осваивают космос.
Фильмы «Москва — Кассиопея» и «Отроки во вселенной» задуманы и сняты в еще не освоенном кинематографом жанре, близком к научной фантастике. В них есть и неодолимый зов космических просторов, и пугающая тишина галактики, и высокая грусть расставания навеки. Но есть и другое — земная вера в дружбу, свойственная юности любовь к шутке, какая-то веселая отвага и уверенность в том, что все будет хорошо.
«Москва — Кассиопея» и «Отроки во вселенной» погружают нас в мир осуществленной научно-технической грезы, где прочно вошли в быт слова типа «парсек», «аннигиляционный», «субпространство»… Однако в несколько парадоксальном словосочетании «научная фантастика» фильму, пожалуй, внутренне ближе второе слово. Да, собственно, авторы вовсе не ставили своей целью сообщить зрителю некую сумму научных знаний. Более того: «научность» фильма — понятие очень относительное, спорное и своеобразное. В нем присутствуют популярные в современной фантастической литературе гипотезы, связанные с преодолением пространства и времени и первыми контактами с инопланетными цивилизациями. Однако авторская фантазия и научная достоверность не всегда в ладу. Это естественно: решение научных проблем — дело ученых, авторов же интересует другое, несколько вольное обращение с наукой — в данном случае их право.
Ребята на экране легко произносят трудно произносимые слова, непринужденно живут в интерьере космического корабля, естественно, пользуются и удивительной техникой, которой снабдили их авторы. Пользуются, но не больше. У них свои чисто человеческие проблемы, переживания, огорчения. Они влюбляются, ссорятся, мирятся, шалят и даже дерутся. Они совсем земные, почти такие, как те, что в зрительном зале, только, может быть, чуть-чуть умнее и целеустремленнее.
Справедливости ради надо сказать, что кинопроизведению не удался старт. Не удалось сразу взять нужный темп, и первая треть картины огорчает: длинный «космический» сбор, где чересчур умытые, чересчур нарядные и чересчур благоразумные ребята обсуждают полет к Альфе Кассиопее, лишь слегка оживляется проказами рыжего Федьки-изобретателя.
Все ребята, исполнители основных ролей, играют в меру достоверно, но здесь следует заметить, что поначалу вялая драматургическая ситуация не дает возможности выявить в полную силу актерские способности юных исполнителей. И постановка и изобразительное решение первых эпизодов кажутся весьма стандартными.
Поиски в новом жанре всегда сложны, и дело здесь не обошлось без издержек: неровность картины — первая из них. Но интерес к происходящему развивается по «нарастающей» — к середине фильм «Москва — Кассиопея», как спортсмен, входит в форму. Авторская фантазия обретает свободу и размах, щедрее становятся выдумки. А когда, наконец, космический корабль «ЗАРЯ», экипаж которого — шестеро пионеров,- отправляется в путь, тут-то и начинаются настоящие приключения.
«ЗАРЯ» — своеобразная «машина времени», столь любимая писателями-фантастами. Авторы сценария Авенир Зак и ИсайКузнецов, режиссер Ричард Викторов, а также оператор Андрей Кириллов и художник Кирилл Загорский нашли немало комических ситуаций, сталкивая новейшие достижения техники с «прозой жизни». Скажем, для того, чтобы ребята не тосковали вдали от Земли, ученые создали специальный стенд с картинками, изображающими комнату в родном доме или берег задумчивой советской речки. В каждую картинку можно войти и жить там, но… «Катя, не увлекайся, а то упрешься в небо». В ленте фантастика все время чуть-чуть юмористична, поэтому в «машине времени» появляется «заяц», незапланированный пассажир, тот самый рыжий Федька, лодырь и выдумщик. Рыжий Федька очень недисциплинированный тип. И слишком любопытный. Самые немыслимые происшествия случаются по его вине. Вот, удирая от разгневанного командира экспедиции — Вити Середы, Федька попадает в камеру для очистки мусора и спустя секунду уже болтается в космосе в прозрачном пакете — точно в таком, в каких у нас в магазинах продают молоко, только гораздо больше… Комедийная ситуация оборачивается опасностью: пакеты с мусором самоуничтожаются, через двадцать минут Федька взорвется… Ребята спасли Федьку, но скоро едва не раскаялись в этом: случайно сев на пульт, он одним рывком перебросил корабль через пространство. Именно поэтому первоначальный план — отправить ребят в космос с тем, чтобы они достигли Кассиопеи уже взрослыми людьми,- рухнул. Теперь они, четырнадцатилетние, встретятся с неземной цивилизацией…
 
Фантастика — «мысленный эксперимент», открывающий новые горизонты. Может быть, нынешняя не популярность научно-фантастической литературы, и есть свидетельство того, что наше общество это унылые потребители и нам сегодня катастрофически не хватает обостренного интереса человечества к своему завтрашнему дню?.. Как говорит один из героев фильма:«Люди вышли в космос, и сегодня космические проблемы стали нашим земным делом». Что ж, будущее всегда создается сегодня и, как известно, всегда принадлежит молодым...
Для современной молодежи необходимы новые сценарии и постановки. И у меня нет сомнений в том, что ребята будут смотреть подобные ленты с интересом и не без пользы. Для них, которые так восприимчивы ко всему новому, освоение кинематографом «космической» темы -благодатнейший повод для размышлений, игры воображения и поисков.
Вся музыка для дилогии была написана Владимиром Чернышевым от начала и до конца. Он был, безусловно, талантливым композитором. А зов роботов — это вообще его любовь и муки. Причем партитуры он всегда писал сам. Это был адский труд, но писать партитуру — не хотел доверять никому, да и специально обученные люди стоили дорого. Саундтрек к дилогии «Этот большой мир» на стихи Роберта Рождественского. 
 




В главных ролях в кинодилогии «Москва — Кассиопея» и «Отроки во Вселенной» сыграли:
Иннокентий Смоктуновский — И. О. О. (Исполняющий Особые Обязанности)
Михаил Ершов — Витя Середа
Александр Григорьев — Паша Козелков
Владимир Савин — Миша Копаныгин
Владимир Басов — Федя Лобанов
Ольга Битюкова — Варя Кутейщикова
Надежда Овчарова — Юля Сорокина
Ирина Савина — Катя Панферова
Вадим Ледогоров — инопланетянин Агапит
Лев Дуров — академик Филатов Сергей Сергеевич
ИсточникКинодилогия «Москва — Кассиопея» и «Отроки во Вселенной» # Сделано в СССР
 
  • 0
  • 2

Комментарии (2)

RSS свернуть / развернуть
+
0
Генеральная идея поста
Фантастика — «мысленный эксперимент», открывающий новые горизонты. Может быть, нынешняя не популярность научно-фантастической литературы, и есть свидетельство того, что наше общество это унылые потребители и нам сегодня катастрофически не хватает обостренного интереса человечества к своему завтрашнему дню?.. Как говорит один из героев фильма: «Люди вышли в космос, и сегодня космические проблемы стали нашим земным делом». Что ж, будущее всегда создается сегодня и, как известно, всегда принадлежит молодым…
+
0
Консультировал картину Герой Советского Союза космонавт Георгий Береговой. Он возил съемочную группу в недоступный простым смертным Звездный городок, приобщая таким образом детей к космической романтике. Береговой Георгий Тимофеевич — летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза (единственный, кто удостоен первой звезды Героя за Великую Отечественную войну 1941-1945 годов, а второй — за полет в космос). Георгий Береговой заслуженный летчик-испытатель СССР, генерал-лейтенант авиации, кандидат психологических наук, космонавт СССР № 12

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.