Блог им. abayabay → ПУТИ РЕФОРМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Программой пяти институциональных реформ Президента Казахстана Н. Назарбаева и Планом нации «100 конкретных шагов» предусмотрена коренная модернизация, с учетом требований времени и перспектив развития экономики страны, системы подготовки специалистов для производственной сферы.
Реформа профессионального образования Казахстана должна  помочь развитию отечественной экономики  путем подготовки квалифицированных кадров  рабочих и специалистов производства среднего звена. Если коротко, то решено восстановить на качественно новом уровне, в новых социально-экономических условиях схему взаимодействия учебных заведений и производств, обеспечить их  нужными специалистами необходимой квалификации в требуемом количестве.
О том, как будет идти реформа профессионального образования и к чему она должна привести, рассказывает С. Сахов, кандидат наук, советник директора Шымкентского колледжа новых технологий. — На сегодняшний день количество только государственных, не считая частных, средних специальных учебных заведений в Казахстане переваливает за 800. В ЮКО  функционируют 94 учебных заведений такого типа. Из них почти половина государственных. Согласно Президентской программе пяти институциональных реформ и Плану нации «100  конкретных шагов» предусмотрено (77-ой шаг) определение 10-ти самых лучших среди колледжей системы технического и профессионального образования, которые должны служить  образцом и примером передового опыта. Без ложной скромности отмечу, что наш колледж вошел в эту десятку лидеров. Немалую роль в этом сыграли богатая история и традиции учебного заведения.  На сегодняшний день Шымкентский колледж новых технологий — старейшее учебное заведение этого профиля в ЮКО.     Существенное значение для определения флагманов профессионально-технического образования имеет учебно-материальная база, доставшаяся по наследству и приумноженная за годы работы.
Большой и добротный учебный корпус, общежитие, столовая, мастерские, малый и большой конференц-залы на 200 человек, и т.д. Футбольные поля для большого футбола и мини-футбола с отличным газоном. Два спортзала, отдельный зал для спортивных единоборств, которыми не располагают другие объекты технического и профессионального образования.
И, наконец, самое главное — кадры, которые по-прежнему решают все. Наш инженерно-педагогический коллектив не только готов к внедрению дуальной системы обучения, предусмотренной программой реформы, но фактически уже работает по этой схеме.
Специально созданное предприятие, учредителями которого являются сотрудники колледжа, позволяет нашим студентам получать практические рабочие навыки и закреплять полученные знания не только в ходе производственной практики, но и в режиме реального производства. В ЮКО среди частных предприятий лишь трансформаторный завод в г. Кентау, машиностроительный завод и ТОО «Стандарт Цемент» являются учредителями собственных колледжей. Остальные, которым вовсе не обязательно иметь собственные учебные заведения, а достаточно для притока молодых работников использовать возможности существующих колледжей, не имеют достаточных условий для эффективного участия в совместной, т.е. дуальной подготовке необходимых для них же в первую очередь кадров.
Направление развития определено. Конкретные шаги по нему делаются. Новая модель профессионального обучения, восстанавливающая взаимосвязь учебных заведений и производств, проходит обкатку на практике.
Будем продолжать то, чем мы уже не первый год занимаемся по инициативе, точнее, по категорическому требованию нашего   руководителя К. Досалиева. Продолжим отработку новой модели дуальной системы с внедрением  модульных образовательных программ обучения. Будем совершенствовать взаимодействие с социальными партнерами с перспективой перехода на новую  форму частно-государственного партнерства – создание учебно-производственного комплекса. Это когда учебное заведение и частный бизнес выступают как единое юридическое и финансовое лицо. То есть симбиоз учебного заведения  и производственного предприятия. 
В настоящее время часть коллектива колледжа в рамках государственно-частного партнерства является соучредителем ТОО «Производственное объединение «Өрлеу-Сапа». Между ним,  ТОО «СтройСервис-ТИК» и колледжем заключены меморандумы о сотрудничестве.
Предполагается, что этот учебно-производственный комплекс  станет базой по внедрению образовательных программ  по специальностям «строительство и эксплуатация зданий и сооружений», «информационные системы» и «электроснабжение». На 11 гектарах земли уже начаты строительные работы. Такой подход создаст более реальные и масштабные условия для внедрения дуальной формы обучения, разработки и адаптации новой модели интегрированного образовательного комплекса.
Колледж новых технологий располагает для этого необходимым кадровым потенциалом. В числе преподавателей  один доктор и семь  кандидатов наук. 64 % преподавателей имеют высшую и первую категории. Этот показатель значительно больше, чем требования закона о лицензировании (30-40 %). Причем подавляющее большинство из них являются молодыми  — 30-40 лет, которые добились такого статуса в последние годы.
И, наконец, наше учебное заведение уже готово к реорганизации под высшую профессиональную школу (ВПШ), которая обеспечивает интегрированное обучение от низшей к более высокой квалификации. Все необходимые документы подготовлены и сданы в акимат области. Получено полное одобрение со стороны Министерства образования и науки РК. Республиканский холдинг «Кәсіпқор» готов оказать поддержку.
Преобразование в высшую профессиональную школу означает, что абитуриенты следующего 2016 года, поступающие в нее на базе основной средней школы (выпускники 9-го класса), за первые два года обучения получат рабочую профессию 4-5 разряда, продолжившие учебу дальше -  еще через два года — квалификацию «техник», т.е. диплом об окончании колледжа. Те, кто будет учиться далее – по программе «бакалавра»,  в течение 1 года 8 месяцев пройдут третью ступень обучения и получат диплом специалиста с высшим образованием. Таким образом, за тот же период обучения – 9-10 классы + 4 года бакалавриата — выпускник интегрированной и дуальной системы обучения будет иметь квалификацию  рабочего, техника, и инженера (бакалавра). 
Эффективность будет достигнута внедрением интегрированных учебных планов и программ, исключающих дублирование предметов в течение всего процесса подготовки молодого специалиста. Одновременно будет идти формирование умений, навыков и профессионального мастерства за счет производственного обучения, производственной практики и практической работы на рабочем месте в течение всего периода обучения.

Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.