Блог им. abayabay → Километры ковровых путей

Две южноказахстанские
 фабрики по производству
ковровых изделий
способны покрыть
потребность
республики в коврах
Так считает генеральный директор  ТОО «Бал Текстиль» Т. Исхахов, предприятие которого  всего  за пару лет выполнило план, прописанный до 2018 года. Сегодня здесь выпускают не только 400 видов дизайнерских ковров, но и запущена линия по производству полипропиленовой пряжи.
На вопрос, сложно ли выживать в условиях кризиса предприятию, которое закупает сырье за границей,  руководитель фабрики ответил, что все зависит от того, для кого  товар предназначен.
«Если бы мы отправляли свою продукцию только на экспорт, конечно, было бы проще покрывать закупочные расходы, которые мы делаем в иностранной валюте. Но предприятие в большинстве своем ориентировано на внутренний рынок. Приходится быть гибче в ценовой политике, подстраиваться под  условия, в чем-то ущемлять собственные интересы. Например, мы снизили стоимость некоторых видов ковровых изделий, сократив прибыль. В результате не только сохранили ранее подписанные  контракты, но и заключили новые, в том числе с российскими и кыргызскими партнерами. Это позволило не потерять в объеме производства и даже расширить его, запустив линию по изготовлению пряжи для ворса, что, в свою очередь, значительно сократило себестоимость нашей ковровой продукции».
Веретено промышленного масштаба
Реализовать второй этап строительства ткацко-прядильного комплекса ТОО «Бал Текстиль», а именно запуск прядильного производства, стало возможным благодаря государственной  программе «Дорожная карта бизнеса-2020», по которой  фабрике был предоставлен кредит в 1,3 млрд. тенге.  Чтобы получить качественную пряжу, необходимо пройти три этапа ее изготовления.  На первом  полипропилен в виде гранул поступает в специальный агрегат, дозируется, смешивается с краской, проходит через филеры и вытягивается в BCF-нити, состоящие из 144 филаментов-волосков. Это первичное состояние нескрученной нити без каких-либо обработок, из которой  можно ткать ковры  эконом-класса.
На втором этапе  BCF-пряжа отправляется на скрутку. От количества скруток на один метр зависит качество пряжи. Но если готовую нить не зафиксировать, она раскрутится. Поэтому на третьем этапе, термическом, ее обдают паром, обезвоживают и обрабатывают. В результате готовая продукция не только отличается долговечностью, но и способна отталкивать воду и не пропускать пыль. Натуральные ткани такими свойствами не обладают. К тому же получившаяся полипропиленовая нить  гипоаллергенна, потому что полипропилен — экологичный материал, из которого  также изготавливают бутылки  для напитков, одноразовую  посуду, шприцы.
В планах руководства  «Бал Текстиль», помимо полипропиленовых нитей, выпускать  полиэстер, полиамид, акрил.
Сколько весят километры?
На сегодняшний день максимальный  объем ткацкого производства  фабрики составляет пять млн. квадратных метров ковровых изделий в год. Завод пока не работает на полную мощность и, согласно заказам, второй год  подряд поставляет на рынок чуть более двух млн. квадратных метров полотна.
Что касается прядильных станков, то они способны  производить в среднем десять тонн нитей в день или  до четырех  тысяч тонн в год, в зависимости от их толщины.
Научить нельзя, научиться можно
 Оборудование  нового производства — новейшее,  датируется 2015 годом и входит в  ТОП-3 лучшей техники для коврового производства. Аналогичные установки, выпущенные годами раньше, есть в Европе и Турции. Но проблема в том, что  найти людей, которые могли бы ими управлять, трудно. Еще до  монтажа техники шестерых специалистов «Бал Текстиль» отправили  на фабрики турецких партнеров, где применяется схожее оборудование. И когда приступили к установке машин  в Шымкенте, эти люди уже знали, как  работают механизмы и что нужно делать в случае выхода их из строя.
«Проблема дефицита квалифицированных кадров стояла и два года назад, когда  открывали предприятие, и до сих пор остается не менее острой, — рассказывает исполнительный директор Ж. Керимшеев. -  В советское время ковроткачеством в промышленном масштабе занимались в Алматы, но тогда была совсем другая технология, иные материалы, оборудование,  стандарты. Даже человек, работавший лет пять назад на подобных нашим станках, сегодня не сразу сообразит, на какие кнопки нажимать. Его придется месяцев шесть переучивать. Для сравнения скажу, что  ткацкие станки 2004 года были напичканы  электроникой на 30-40 процентов, а  новые  оснащены ею более чем на 80. Поэтому  нужны специалисты с высшим техническим образованием и стажем работы. Но парадокс в том, что,  запустив первыми ковровое производство в Казахстане, мы сами стали поставщиками   кадров на рынке труда. К примеру, некоторые специалисты, когда-то начинающие работать у нас, сегодня трудятся на второй шымкентской ковровой фабрике». Кадры на предприятии берегут. Несмотря на кризис, здесь по-прежнему работают 200 человек, которым предоставляются бесплатные обеды и транспорт, чтобы добираться на фабрику и домой.
Назад пути нет!
«Девальвация и другие внешние экономические трудности могут сломить только неразвитое производство с непродуманной концепцией и слабым менеджментом, — считает директор ТОО «Бал Текстиль» 
Т. Исхахов. — Наша стратегия была разработана с учетом предполагаемых  рисков, поэтому мы не паникуем, не останавливаем производство, не пытаемся экономить на сокращении штатов. Любой кризис — это возможность проверить свои возможности и упрочить позиции. В настоящее время  все силы сосредоточены на борьбе с недобросовестными иностранными конкурентами. Мы обратились в  Правительство РК с просьбой поддержать отечественных товаропроизводителей и ввести антидемпинговые барьеры. Например, ограничить  поставки ковровых  аналогов из Узбекистана, повысить таможенные пошлины или ввести  сертификат соответствия на иностранную продукцию. Работа уже начата, но точку в этом вопросе ставить рано. Замалчивать подобные проблемы  нельзя. Ведь дело касается не только экономического развития страны, но и социальной стабильности. Местное производство — это рабочие места, поступления в бюджет,  престиж среди других стран. Если мы не будем лоббировать свои  интересы, защищать наших производителей, то иностранцы задавят  отечественный рынок. Поддержка государства нужна только на начальном этапе становления нового предприятия, а в дальнейшем производители сами сформируют благоприятную конкурентную среду и государство начнет  получать отдачу.
Что касается «Бал Текстиль», то пути назад у нас нет».
Если в самом начале работы фабрика выпускала ковровые изделия под тремя торговыми марками, то сегодня в Казахстане известно 15 брендов от «Бал Текстиль». Ежедневно 22 дизайнера предприятия предлагают на рассмотрение эскизы новых видов продукции. Совсем недавно начали выпуск ковров из искусственного шелка, а  также занялись изготовлением кучерявой нити, ворс из которой очень популярен. В разработке находятся еще несколько новинок, которые в ближайшее время появятся на казахстанском рынке.

Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.