Блог им. abayabay → «Третий сектор» в рамках Плана нации

  • 17 августа 2016, 15:10
  • abayabay
Как известно, недавно в рамках Плана нации «100 конкретных шагов по реализации Пяти институциональных реформ» принят ряд нормативно-правовых актов, предусматривающих значительные изменения системы взаимодействия государства и неправительственных организаций. Все, что предпринято в рамках Плана нации в отношении сотрудничества с НПО – это продукт совместной работы с НПО и общественными экспертами.
Сфера НПО сегодня насчитывает немалое количество субъектов, занятых решением широкого круга вопросов социально-экономического развития. Ведется отдельная статистика, учет занятости, заработала специальная База данных, рассчитанная на сбор и предоставление публичной информации не только о самих субъектах неправительственного сектора, но и обо всех проектах НПО, содержании их работы, адресных группах, используемых сектором инвестициях, частных и государственных.
В декабре прошлого года были внесены изменения в Закон «О некоммерческих организациях», которые уточнили нормы о предоставлении отчетности некоммерческими организациями. Ранее в Законе уже было предусмотрено такое требование, однако не было указано, кто и в каком порядке эти сведения принимает. Теперь законодательно определен уполномоченный орган – Министерство культуры и спорта РК, которое принимает отчеты некоммерческих организаций посредством Базы данных НПО.
База данных – это публичный информационный ресурс в форме портала, на который с 2017 года НПО смогут самостоятельно онлайн размещать свою информацию после регистрации посредством электронной цифровой подписи.
Всего на сегодняшний день в Базу данных предоставили сведения более 4,5 тысячи организаций. При этом зарегистрировано порядка 25 тысяч, налоговую отчетность сдает более 10 тысяч. То есть сейчас База данных позволяет детально выяснить, какие организации действительно работают, а какие существуют только на бумаге.
С организациями, которые не предоставили сведения в Базу данных, сейчас совместно с акиматами проводится разъяснительная работа о необходимости предоставления сведений в порядке, установленном законодательством. В процессе этой работы выявляется большое количество организаций, которые давно прекратили свою деятельность и только значатся в базе данных юридических лиц.
Объективно говоря, значительное количество изменений в практику взаимодействия НПО и государства и в законодательство, регулирующее эту сферу, внедрено в последние два года. Так, в 2014 году совместно с НПО разработаны и внесены поправки в законодательство о государственных закупках в части упрощения процедур конкурсов по государственному социальному заказу.
В 2015 году в рамках Плана нации законодательно внедрены новые формы поддержки социальных проектов – гранты и премии для НПО, которые ориентированы на выделение без процедур госзакупок и могут использоваться для укрепления материальной и технической базы.

Если изучить статистику государственного социального заказа, то за последние два года его объемы возросли более, чем на треть. В 2014 году в республиканском и местном бюджетах было предусмот­рено порядка 5,5 миллиарда тенге на госсоцзаказ. В этом году – 9,2 миллиарда тенге.
Если ознакомиться с тематикой проектов, она тоже существенно расширилась в отраслевом содержании. Сейчас основную долю – 17% составляют проекты, направленные на оказание социальных услуг и работу с инвалидами, социально незащищенными группами, 15% – проекты по повышению образовательного уровня и правовых знаний граждан в различных сферах. Еще 14% направлены на укрепление общественного согласия и национального единства, 13% – на работу с молодежью, детьми и подростками. 12% составляют проекты, реализуемые в сфере здорового образа жизни, борьбы с наркоманией, развитием инициатив в области спорта и туризма. Это очень хорошая тенденция, которая свидетельствует о том, что сектор переключился с реализации информационных проектов министерств на решение проблем населения и узких адресных групп.

 Приближается седьмой Граж­данский форум, который будет проводиться по традиции в ноябре 2016 года. На его площадках будут приниматься решения и формироваться поручения Правительству по широкому кругу актуальных вопросов, которые уже сейчас являются постоянной повесткой различных дискуссионных площадок с участием НПО.

Прежде всего, это вопрос диверсификации деятельности НПО. Его суть состоит в том, чтобы создавать условия для формирования узкой отраслевой специализации НПО и повышения профессионализма их сотрудников в определенной сфере. Это общемировая тенденция. Так, например, НПО сами должны быть заинтересованы, чтобы содержать постоянный штат узко подготовленных сотрудников и иметь статус и гарантии от государства и бизнеса на привлечение к определенному виду услуг.
Еще один приоритет – развитие сотрудничества с иностранными партнерами. Здесь самый важный момент – это согласование действий в ходе финансирования социальных проектов и программ. У Казахстана есть первоочередные потребности в социальной сфере, на которые важно привлекать иностранные инвестиции. Таким образом, внесенные в ходе реформ нововведения позволили активизировать общественный потенциал и значительно расширить механизмы участия общественности в решении важных государственных задач.

Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.