Блог им. abayabay → Третий – лишний?

  • 17 августа 2016, 15:11
  • abayabay
Социальная модернизация нуждается в эффективных НПО

 В соответствии с Посланием Президента Нурсултана Назарбаева Стратегия «Казахстан-2050», где обращается внимание на укрепление партнерства между государством, бизнесом и НПО, необходимо задать новый темп дальнейшего развития сотрудничества между третьим сектором и государством. Сегодня в мире большинство конкурентоспособных стран отличаются наличием сильного и дееспособного неправительственного сектора, объем которого в экономике составляет уже 15 и более процентов ВВП. И Казахстан может использовать зарубежный опыт. Очевидно, что сегодня в нашей стране необходимо наладить работу государства с НПО, что связано с новым этапом развития страны.
Неправительственному сектору есть куда двигаться. Еще в 2009 году Нурсултан Назарбаев призывал лидеров общественных объединений занимать активную позицию.
«Необходимо развивать отечественные СМИ и НПО… Надо усилить правовые нормы взаимодействия государства и неправительственного сектора», – отметил Глава государства на совместном заседании палат Парламента.
Также президент предложил усилить роль НПО в борьбе с коррупцией.
Сегодня в Казахстане действует более 18 000 неправительственных организаций (НПО). Многие из них на слуху, но есть такие, о деятельности которых ничего не известно. Все это еще раз говорит о том, что цифры, какими бы они ни были большими, не являются показателем дееспособности неправительственного сектора. В таком положении нет ничего удивительного. Нередко организации создаются для реализации конкретных проектов или специально под отдельного человека, который таким способом пытается получить известность и признание, заработать себе определенный политический капитал. В итоге значительное число НПО существуют номинально, на бумаге, а практически треть субъектов «третьего сектора» является недееспособной. Вызывает недоумение и тот факт, что большинство общественных объединений находится в крупных городах. А ведь известно, что в сельской местности имеется не меньше, а может, даже больше проблем, которые требуют внимания к себе со стороны. Но даже в городах не все НПО решают тревожащие горожан проблемы. Подобные факты опять говорят о низкой эффективности казахстанского неправительственного сектора.
Между тем отметим, что сегодня в мире большинство конкурентоспособных стран отличаются наличием сильного и дееспособного неправительственного сектора у себя. А его объем в экономике составляет уже 15 и более процентов ВВП. У такого положения есть свое объяснение. НПО снижают социальную напряженность посредством того, что решают проблемы и противоречия – помогают пожилым людям, интегрируют в жизнь общества инвалидов, оказывают поддержку профессиональным группам, а это позволяет стране двигаться вперед, наращивать мускулы в большой политике и укреплять позиции в глобальной экономике. Иными словами, НПО берут на себя многие социальные функции государства и осуществляют их на конкурентной основе и более эффективно.
Кроме того, НПО способствуют росту социального капитала, укрепляют доверие между гражданами, сплачивают их. В экономике такое качество имеет особую ценность. Как показывают многочисленные исследования на Западе, страны добиваются больших успехов на глобальных рынках и при проведении реформ, если в их обществах имеется высокий уровень доверия. Как минимум, это обеспечивает стабильность, как максимум – позволяет населению объединиться перед лицом угрозы. В качестве наглядного примера можно привести Южную Корею, которая выбралась из кризиса конца 90-х годов. Тогда в обществе стали собирать золото и ювелирные украшения, которые были использованы в качестве средства инвестирования. Конечно, это крайность, но она показала сплоченность граждан.
Очевидно, что сегодня и в Казахстане необходимо наладить работу государства с НПО, что связано с новым этапом развития страны. Конечно, государство прилагает свои усилия к тому, чтобы в Казахстане появился сильный «третий сектор». Так, с принятием Программы государственной поддержки неправительственных организаций Республики Казахстан на 2003–2005 годы и закона РК «О государственном социальном заказе» положение отечественных НПО несколько улучшилось. Вместе с тем у экспертов вызывает нарекания механизм госзаказов. Если в теории все ясно и понятно: НПО получили финансовую стабильность и возможность работать на благо страны, то на практике дела обстоят не так гладко. Как отмечают критики, размещение госзаказов, как правило, приводит к обилию флешмобов и пиар-акций. Ни то, ни другое нельзя назвать эффективной работой, хотя бы потому, что они привлекают внимание общественности к проблеме, а не решают ее. Что же касается самих НПО, то для них это простой способ напомнить о своем существовании казахстанцам.
Между тем, опыт других стран, прежде всего развитых, показывает, что НПО берут на себя большинство функций государства в сфере социальной политики и более эффективно их реализуют.
В то время как в нашем случае наблюдается стагнация. Неслучайно Министерство внутренних дел в рамках дальнейшей модернизации правоохранительной системы РК предложило идею создания «полиции нравов», которая займется маргинальными слоями населения. Но очевидно, что эту функцию как раз должны брать на себя не госорганы, а неправительственные организации, задача которых интегрировать и вернуть человека в общество. Подобные факты можно рассматривать в качестве показателя кризиса НПО,  роль которых начинают брать на себя правоохранительные органы.


 

Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.