Блог им. abayabay → Хотят все знать

  • 11 сентября 2016, 14:11
  • abayabay
Каждый налогоплательщик вправе знать, куда и как используются бюджетные средства. Сегодня в Казахстане в этой области проводится колоссальная работа. На примере ЮКО можно сказать, что каждый месяц проводятся брифинги руководителей управлений и департаментов, на которых они подробно рассказывают о проделанной работе, планах, путях решений возникающих вопросов. Журналисты, народ дотошный и так просто не выпустят руководящее лицо, не узнав у него все. Затем в местных СМИ публикуются статьи, где рассказывается о том, что узнали журналисты. Кроме того, практически на все заседания акиматов, маслихатов и просто отчетные собрания и совещания в обязательном порядке приглашают прессу. И вновь журналисты пишут о том, куда и сколько планируется потратить бюджетные деньги, какая необходимость в этом и так далее.
 
Иными словами, обыватели точно знают, сколько средств поступило в бюджет области, города, населенного пункта и как именно аким намерен их потратить. Кстати, бывали уже случаи, когда под давлением общественного мнения акимы были вынуждены перенаправлять средства. Так, к примеру, в Шымкенте несколько миллионов тенге вместо того, чтобы потратить на новогоднюю атрибутику, отдали детям-сиротам на приобретение необходимого. А город украсили бизнесмены и предприниматели в рамках социальной ответственности бизнеса.
Однако такую работу считают недостаточной некоторые неправительственные организации, которые требуют, чтобы гражданам Казахстана помимо всего прочего рассказывали о межбюджетных отношениях, переходе страны с двухуровневого на трехуровневый бюджет, доходной и расходной части бюджета, а также формировании бюджета страны в целом. Причем требуют не просто пресс-конференций с последующим изложением журналистами на понятном для широкой общественности языке, а в виде отчетов, больше напоминающих гроссбухи. При их составлении рекомендуется учитывать такие показатели, как бюджетное предложение исполнительной власти, бюджетный процесс, влиятельность законодательного органа, участие общественности в бюджетном процессе и так далее. Понятно, что для простого человека это все — темный лес. Зато во всех этих понятиях прекрасно ориентируются всевозможные неправительственные организации (НПО). И, как показывает практика, именно им и доверяется почетная миссия составления всех этих отчетов. Правда, при этом возникает вопрос: «Для кого?»
Надо сказать, что подобные отчеты пишутся в рамках международного проекта «Прозрачный бюджет», который практикуют во многих странах. Кстати, для тех, кто не в курсе: Международный бюджетный проект Центра бюджетных и политических приоритетов, то есть офис, где координируется вся работа по проекту «Прозрачный бюджет», куда стекается вся информация, расположен в Вашингтоне.  
Так вот именно там, под непосредственным руководством и контролем Фонда Сороса был разработан этот проект. Затем он развивался, разветвлялся по направлениям, разрабатывались международные стандарты. Одним из таких стандартов и является программа развития Инициативы Прозрачности Добывающих Отраслей (ИПДО), впоследствии распространенная по всему миру. Однако для того, чтобы убедиться в том, что основным куратором проекта является именно этот Фонд, достаточно вспомнить, что впервые об инициативе прозрачности заговорили еще в 2002 году, в ходе работы ежегодного форума по устойчивому развитию, проходившего в деловой столице ЮАР, городе Йоханнесбурге. Бывший в ту пору премьер-министром Великобритании Тони Блэр в своем докладе призвал добывающие компании мира раскрыть информацию о размерах своих налоговых и неналоговых выплат правительствам и государственным компаниям тех стран, в которых они осуществляют свою деятельность, а правительства этих стран, в свою очередь начать публикацию отчеты о полученных ими доходах.
Что касается нашей страны, то для организации и осуществления внедрения ИПДО в Казахстане в соответствии с международными критериями, был создан Национальный совет заинтересованных сторон (НСЗС). А наблюдателями НСЗС являются представители Всемирного Банка, ОБСЕ и… Фонда Сорос-Казахстан.
Бывший Региональный директор Международного Секретариата по ИПДО Ричард Дион рассказал, что в 2017 году Казахстан должен подтвердить свой статус страны-последователя ИПДО, то есть, пройти процесс валидации (санкционирования). При этом надо знать, что одним из основных аспектов такой работы является документирование, которое может подтвердить всю проведенную работу. «Все должно быть зафиксировано на бумаге – поставленные задачи, протоколы заседаний НСЗС и т.д. Если этого нет на бумаге, это не существует. Этот аспект имеет особую важность для тех, кто готовится к валидации», — подчеркнул Ричард Дион. Затем все отчеты отправляются прямиком в Вашингтон, где будут тщательно проанализированы тамошними специалистами и по ним будут сделаны соответствующие выводы.
Между прочим, отечественные НПО, которые входят в Коалицию НПО «Нефтяные доходы — под контроль общества!» тоже очень тщательно изучают каждый отчет. Так в 2010 году ими был вынесен вердикт: «В отчетах за 2008 и 2009 годы разногласий не было найдено»… Кто и зачем так скрупулезно изучает доходы и расходы Казахстана в нефтедобывающей отрасли? Для каких целей используются эти данные? Уж точно не для повышения благосостояния простых казахстанцев. 

Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.