Ох уж эти детки! → Китайская модель воспитания vs западная

  • 18 января 2011, 16:21
  • Caramel

Для начала давайте вспомним результаты глобального рейтинга школьного образования PISA-2009:

Как вы помните, результаты стали сенсацией. Китай, впервые поучаствовавший в этом тестировании с большим отрывом обогнал все остальные страны по всем предметам. Причем выборка была только среди школьников Шанхая, в то время как в остальных странах выборка школьников делалась по стране. Из Китая, к слову, участвовали так же школьники из Макао, и они так же показали неплохие результаты. В этом тестировании Казахстан оказался на 57 месте, Россия — на 41, а Киргизия — на последнем 65 месте.


Как говорят эксперты рейтинга, разрыв между лидером и аутсайдером рейтинга – Китаем и Кыргызстаном – составляет примерно 6 лет школьного обучения. Из стран бывшего СССР наилучшие результаты оказались у школьников Эстонии — они как в целом, так и по результатам тестов почти по всем предметам (математика, чтение, и т.д.) находятся в первой десятке стран мира.
Но я хотела не об этом. Я хочу предложить вашему вниманию эссе китайской мамы о том, как они там в Китае добиваются таких результатов.
Несколько цитат:
Вот, например, список вещей, которые были всегда запрещены моим дочерям, Софии и Луизе:

— ночевать не дома;
— ходить на школьные праздники;
— участвовать в школьных спектаклях;
— ныть, что их не взяли в школьный спектакль;
— смотреть телевизор и играть в компьютерные игры;
— выбирать самостоятельно, чем заниматься во внешкольное время;
— получать любые отметки, кроме высшей;
— не быть лучшей ученицей в классе по любому предмету, кроме физической подготовки и драматического искусства;
— играть на каком-либо музыкальном инструменте, кроме фортепиано и скрипки;
— не играть на фортепиано или скрипке.

В одном исследовании, в котором участвовало 50 западных американских матерей и 48 матерей из семей китайских иммигрантов, почти 70% западных матерей заявили, что «требовать от детей достижений в учебе — дурно» и что родители должны укреплять детей в мысли, что «учение должно быть в радость».

По контрасту, среди китайских матерей те же самые мысли были у 0%. Вместо этого подавляющее большинство китайских матерей заявили, что они считают, что их дети способны быть «лучшими» учениками, что «академическая успеваемость — показатель успешного воспитания в семье», и если дети не учатся на одни пятерки, то это «проблема» и показатель того, что родители «не выполняют свои обязанности». Другие исследования показывают, что по сравнению с западными родителями китайские родители тратят примерно в десять раз больше времени на то, чтобы делать вместе с детьми школьные задания. По контрасту, западные дети с большей вероятностью являются участниками школьных спортивных команд.

Я полагаю, что есть три существенных различия между китайским и западным образом родительских мыслей.

Во-первых, я заметила, что западные родители крайне обеспокоены чувством собственного достоинства у своих детей. Они беспокоятся о том, как их дети будут чувствовать себя, если в чем-то потерпят неудачу и постоянно пытаются убедить своих детей в том, как они хороши, несмотря на посредственные отметки или неудачное выступление на концерте. Иными словами, западные родители обеспокоены психическим состоянием своих детей. Китайские родители — нет. Они ценят силу, а не слабость, и в результате ведут себя по-другому.
Например, если ребенок приносит из школы полученную на экзамене «пять с минусом», западный родитель, скорее всего, похвалит ребенка. Китайская мать будет хватать воздух ртом от ужаса и спрашивать, что было не так.

Если ребенок приносит домой «четверку», некоторые западные родители все равно его похвалят. Другие западные родители попросят ребенка присесть на минуточку и выразят свое неодобрение, но крайне осторожно, чтобы ребенок не почувствовал себя ущемленным или неудачником, но не станут говорить слов «тупица», «бездельник» и «позор». В частном разговоре западные родители могут пожаловаться, что их ребенок плохо сдал экзамены или у него нет способностей к чему-то или что-то не так с учебной программой и, возможно, школой. Если отметки ребенка не улучшатся, они могут в крайнем случае встретиться с директором школы, чтобы поинтересоваться тем, как преподается предмет, или поставить под сомнение способности учителя.

Если китайский ребенок получит «четверку» (а такого никогда не произойдет) — сначала будет взрыв, с криками и вырыванием волос. Потом несчастная китайская мать найдет десяток, а лучше сотню тестовых заданий по этому предмету и будет заниматься ими с ребенком до тех пор, пока не почувствует, что тот точно получит «пятерку».

Китайские родители требуют отличных отметок, поскольку считают, что их ребенок в состоянии их заработать. Если ребенку их не ставят, китайские родители предполагают, что это потому, что ребенок не хочет как следует трудиться. Вот почему способ борьбы с неуспеваемостью всегда один — задеть, наказать и пристыдить ребенка. Китайские родители считают, что их ребенок достаточно силен, чтобы пережить осуждение и в результате стать лучше (и когда китайские дети добиваются отличных результатов, дома разливаются потоки родительской похвалы, раздувающей самомнение).

Во-вторых, китайские родители считают, что их дети обязаны им всем. Причина этого явления не до конца ясна, но, вероятно, это сочетание конфуцианской сыновней почтительности и того факта, что родители пожертвовали многим и сделали многое для своих детей. (И это правда, что китайские матери вкалывают как проклятые, тратя длинные изнурительные часы на то, чтобы персонально учить, тренировать и допрашивать своих детей, шпионить за ними). Во всяком случае, принято считать, что китайские дети должны тратить свою жизнь на погашение долга перед родителями, повинуясь им, и давая им поводы для гордости.

По контрасту, я не думаю, что большинство жителей Запада придерживаются той же точки зрения — что дети обязаны им всем. Мой муж, Джед, на самом деле думает прямо противоположное. «Дети не выбирают родителей, — однажды сказал он мне. — Они даже не могут выбрать, родиться им или нет. Это родители навязывают свой образ жизни детям, так что обязанность родителей — их обеспечивать. Дети не обязаны своим родителям ничем. Они будут обязаны своим собственных детям». Мне кажется, что западные родители заключили невыгодную сделку.

В-третьих, китайские родители считают, что им лучше знать, что нужно их детям, поэтому они заставляют детей вести себя в соответствии со своими собственными желаниями и предпочтениями. Именно поэтому китайские дочери не могут заводить бойфрендов в колледже, а китайские дети не ходят в походы с ночевкой. Это также объясняет, почему ни один китайский ребенок никогда не осмелится сказать своей матери: «Я получил роль в школьном спектакле! Я — шестой крестьянин. Мне придется оставаться после школы на репетиции каждый день с трех до семи, и нужно будет ездить в школу по выходным». И помоги бог тому китайскому ребенку, который рискнет сделать что-либо подобное.
Не поймите меня неправильно. Все сказанное не означает, что китайские родители не заботятся о своих детях. Как раз наоборот. Они отдадут все ради детей. Это просто совершенно другая родительская модель.

Ну и так далее.

Прочитав статью, мне стало немного не по себе. С одной стороны, эта модель воспитания очень напоминает советскую, но советская была без этого фанатизма. Меня саму так воспитали — только пятерки, строгие платья, сладости по праздникам. Но телевизор я смотрела и мама никогда не делала мне оскорбительных замечаний.
С другой стороны, экономический отрыв Китая виден на лицо, что заставляет задуматься.

Кстати, я нашла мнение о таком воспитании одного преподавателя, вот оно:
Увы, при этом нормальный китайский ребёнок, даже тот, которого так воспитывали, в Китае (не в Америке) вырастает «функционально грамотным» идиотом, совершенно не приспособленным к жизни.

Под приспособленностью к жизни понимаю не умения обдурить ближнего и прогрызть себе карьерный путь, а элементарное понимание причин, почему бельё никогда не высохнет внутри пластик бэг, а электропровод, день за днём постоянно касающийся бока электрочайника, рано или поздно лишится изоляции и коротнёт, а тряпка, сушащаяся в 10 см от газовой плиты может кэтч он фаер.

Его многочисленные победы на олимпиадах по физике совершенно не помогут ему понять взаимосвязь между использованием электрофена и сухостью волос.

Китайские подростки, проводящие за уроками по 18 часов в сутки, выходят из школы принципиально не знающими ни холеры. Вообще.

Я не шучу и не преувеличиваю.
Причём, я говорю не о выпускниках школ из рабочих слободок.

Они НА САМОМ ДЕЛЕ не знают ни хера о мироустройстве. Ну банальное — почему дерево с одной стороны обрастает мхом, а с другой не обрастает — приводит к гросс систем оверлоуд, и ответа можно не ждать.

При этом механистичность потрясающая. Надо, скажем, произвести действие А, что элементарно достигается сочетанием приёмов В и С. Средний китаец, по ошибке применивший сочетание приёмов В и D и не получивший результата, будет:
а) если над ним стоит начальник — применять ошибочное сочетание раз за разом до конца отпущенного на выполнение задачи время, ничуть не соблазняясь идеей остановиться и подумать. а почему оно не срабатывает, может, я чего не так делаю.
б) если над ним не стоит начальник — применит ошибочное сочетание раз 5-10, после чего забьёт и достанет плэйстейшен.

ВНИМАНИЕ! я говорю НЕ о «генетической тупости китайцев» (они потенциально умнейшие люди) а о китайской системе образования, призванной из потенциально умнейших людей вытёсывать негожих идиотов. Что, в принципе, понятно и целесообразно: в огромной стране надо кому-то и говно тачками возить. На всех потенциальных умних не хватит читсых кабинетов.
отсюда

Действительно, и в СССР воспитывали винтиков и шпунтиков в систему государства, без индивидуальности и творческого мышления.
Но согласитесь, что-то в этой системе есть, на мой взгляд ее можно применять в сочетании с западной. Только без фанатизма.

Комментарии (11)

RSS свернуть / развернуть
+
0
на одном дыхании перечитала!
+
0
Да, я сейчас уже задумываюсь как воспитывать свое дитя. Изучаю вопрос, так сказать.
+
  • avatar
  • Nikk
  • 02 февраля 2011, 10:24
  • #
0
Зубрить школьную программу, не смотреть ТВ и получать одни пятерки — это ни разу не гарантия того, что ребенок найдет свое самостоятельное место в жизни в будущем. Чего китайцы и добиваются — их слишком много, соответственно думать нужно будет далеко не всем, большинству придется стоять у станка, к чему они уже готовы — после такой жестокой системы образования это уже покажется праздником само по себе.
+
0
Действительно.
+
  • avatar
  • Nikk
  • 02 февраля 2011, 10:31
  • #
0
И еще, пришлось как-то столкнуться с китайскими «айтишниками» из одной крупной китайской же телекоммуникационной фирмы. Они досконально и наизусть знали manual к своему, китайскому, оборудованию. И с успехом его устанавливали-настраивали. До тех пор, пока задача немного не вышла за рамки того, что им вдолбили в голову. Нужно было просто чуть-чуть нестандартно подумать — и проблема бы решилась. Тем не менее, они провели у своего «железа» трое суток и у них ничего не получалось. Очень напоминали Равшана и Джамшута в этот момент. Закончилось все, как в анекдоте. Приехал наш айтишник, типичный такой, с длинными волосами, не бритый, явно не отличник в прошлом, чуть ли не с бутылкой пива в руках — и за 10 минут (!) все починил!
+
0
-) анекдот какой-то. Ну преподаватель английского об этом же пишет.
+
0
Каждому свое) на то и культуры разные. Согласна, у китайцев есть, что перенять в системе воспитания ребенка — главное, без фанатизма. Но мне стимуляция поощрением как-то ближе.
Интересно, как с воспитанием детей в Японии дело обстоит? И в арабских странах?
+
0
Про Японию нашла)
«Японских родителей можно отнести к «вразумляющему» типу. Его характеризуют два главных признака, один из которых заключается в тенденции приучать детей учиться, имитируя поведение родителей, в большей степени, чем с помощью устных аналитических объяснений.»
«Японцы редко приучают своих детей к дисциплине посредством силовых или властных методов, матери редко прямо просят своих детей сделать что-то и не принуждают к выполнению, если ребенок сопротивляется.»
leit.ru/modules.php?name=Pages&pa=showpage&pid=24
«Японцы никогда не повышают на детей голос, не читают им нотаций, не говоря уже о телесных наказаниях. Широко распространен метод, который можно назвать «угрозой отчуждения». Самым тяжелым моральным наказанием является отлучение от дома или противопоставление ребенка какой-то группе. «Если ты будешь так себя вести, все станут над тобой смеяться», — говорит мама непослушному сынишке. И для него это действительно страшно, так как японец не мылит себя вне коллектива.»
2mm.ru/vospitanie/303
+
0
не мыслит*))))
+
0
Да, японцы любят учиться. И при этом у них такие яркие детки!
+
0
А в Китае, мы узнавали, обучение в начальной школе (с полным пансионом) 5000 долларов в год. Вот уж действительно, сильно вкладываются в образование детей родители…

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.