Обратная сторона → Нефтью залейся, а бензин в дефиците

  • 11 сентября 2011, 11:09
  • Bayr


Печальная ситуация на рынке ГСМ выглядит странно в сравнении с цифрами
прибыли Разведки Добычи «КазМунайГаза»


На фоне сохраняющегося дефицита бензина в стране и весьма ощутимого для потребителей скачка цен на него удивительно читать, что чистая прибыль акционерного общества «Разведка Добыча «КазМунайГаз» в первом полугодии 2011 года составила 114 миллиардов тенге или $783 миллиона, увеличившись по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на целых 14%.

И это притом, что объем полугодовой добычи национальной компании снизился на 3%, плюс
произошло увеличение операционных налогов, производственных расходов, расходов на реализацию и административных расходов. Иными словами, АО «Разведка Добыча «КазМунайГаз» деньги имела и в немалом количестве, а значит, могла их потратить не только на собственные нужды, но и нужды казахстанцев.
Как известно, национальные компании отличаются от обычных, тем, что помимо того, что они должны приносить государству доход, они еще обязаны решать задачи национального значения. Например, правительство РК ежегодно «нагибает» предприятия нефтегазового сектора, чтобы обеспечить сельских товаропроизводителей удешевленным дизтопливом на время посевных работ и уборки урожая.
Спрашивается, почему правительство Карима Масимова и ФНБ «Самрук-Казына» Тимура Кулибаева, эти два центра управления казахстанской экономикой, не решают проблему дефицита моторного топлива в стране и роста цен на него путем использования ресурсов и возможностей национальных компаний «КазМунайГаз» и «Разведка Добыча «КазМунайГаз»?
Кто мешает им за счет целевых поставок нефти со скидкой к оптовой цене обеспечить выработку удешевленного бензина и дизтоплива, а затем обеспечить им если не всех казахстанских потребителей, то хотя бы пенсионеров, бюджетников, предприятия пищевой промышленности, общественного транспорта и прочие структуры, от которых зависит
поддержание нормальной жизнедеятельности в Казахстане? Понятно, что вопросы наши риторические и останутся без ответа. По-крайней мере официального.
Но если Казахстан, добывающий порядка 80 миллионов тонн нефти в год и грозящийся довести годовую добычу до 150 миллионов, оказывается в положении сапожника без сапог, это в первую очередь говорит о качестве и уровне государственного управления
экономикой. При этом ссылки на высокие цены на бензин и дизтопливо в России, и динамику мировых цен, которыми системно грешат казахстанские госмужи вроде министра нефти и газа Сауата Мынбаева не проходят. До 2008 года мировые цены на сырую нефть
были намного выше, чем сейчас. И цены у нашего северного соседа всегда были выше, потому, что в них сидит акциз, которого нет у нас. Что тогда изменилось за последние годы? Мы объединились с Россией и Беларусью в Единое таможенное пространство? Но ведь это не стихийное бедствие, которое нельзя предсказать и предупредить.
Почему правительство Карима Масимова не смогло адекватно оценить последствия снятия таможенных границ и сделать все необходимое, чтобы на внутреннем рынке не исчезло моторное топливо? Попробуем сами ответить на вопрос, что же изменилось в нефтегазовой отрасли. Во-первых, кардинально изменился состав собственников – из
отрасли при активном соучастии президента и правительства были вытеснены прежние частные инвесторы, а их место заняли китайские и казахстанские госкомпании.
Во-вторых, резко усилилось госрегулирование и роль ФНБ «Самрук-Казына» в отрасли, в результате чего рыночный механизм был искорежен, поврежден и перестал быстро реагировать на внешние и внутренние вызовы. В-третьих, в частных интересах Тимура Кулибаева были сломаны ранее действовавшие схемы обмена казахстанской нефти на российскую, которая затем перерабатывалась на Павлодарском НПЗ. И в-четвертых, самое главное, за последние годы из национальной компании «КазМунайГаз» и ее дочки
«Разведка Добыча «КазМунайГаза» были выведены гигантские средства под флагом покупки зарубежных и казахстанских активов и расходов на их ремонт и модернизацию.
Понятно, что все вышеперечисленное – дело рук премьер-министра Карима Масимова и его правительства, действовавшего в тесной связке с «нефтяным принцем» Тимуром Кулибаевым, которого Назарбаев сделал председателем правления ФНБ «Самрук-Казына».
В итоге получается, что нефти в стране завались, добыча ее еще и растет. Резерв мощностей по переработке нефти есть. Таможенная граница с Россией, откуда мы завозим высокооктановый бензин, нараспашку. Но бензина во многих населенных пунктах Ка-
захстана нет, а там, где он есть, продается зачастую из-под полы и по бешеным ценам.
Такая вот сюрреалистическая картина накануне двадцатилетия независимости.

Газета: Голос Республики
Автор: Мухамеджан АДИЛОВ

Комментарии (10)

RSS свернуть / развернуть
+
0
Невозможный бардак. Слышал что, люди уже валят с Казахстана
+
  • avatar
  • Bayr
  • 11 сентября 2011, 20:19
  • #
0
Уезжают только те, кто могут себе позволить жить за границей. Большая часть населения Казахстана с трудом сводят концы с концами, в буквальном смысле выживая. Позор то, что власти даже словом не обмолвились о проблемах в Жанаозене, игнорируя мольбы бастующих нефтяников. А бензиновый кризис, в стране, где добывают нефть, это абсурд.
+
0
Странные вещи творятся на просторах сети. Эдак мы Белоруссию переплюнем по интернет-ажиотажу! У нас в Семее никто «из-под полы» не прродает «керосинку», машины ездят по дорогам как обычно, пробки тоже никуда не делись. Видимо перешли на семечки многочисленные Porsche, Lexus и Infiniti… Или на насвай.
Мы объединились с Россией и Беларусью в Единое таможенное пространство? Но ведь это не стихийное бедствие, которое нельзя предсказать и предупредить.
Поздно, уважаемый, что-либо предупреждать — цены взлетели на все из-за новых таможенных норм. Растаможка, наделавшая много шума, тоже поспособствовала, хоть и косвенно.
Слышал что, люди уже валят с Казахстана
Все верно, валят и еще как. Кто в Турцию, кто в Таиланд — у кого на что деньги есть, да и пору отпусков никто не отменял.
А абсурдность ситуации не в том, что мы «сапожник без сапог», а в лоббируемой на правительственном уровне политике экспорта. Мы и в советские времена были сырьевым придатком для метрополии. Изменился курс политики, вождь другой (почти), а экономика РК зависит все-таки именно от реализации нефти, газа и редкоземельных элементов. Своей производственной базы мы еще просто не наработали, а жрать хочется — вот и реализуют наши запасы, стратегические и не очень, за бугор. Печально, кое-кому весьма досадно, но это все-таки лучше, чем быть «гордой Прибалтикой», которую, так уж исторически повелось, поимела Европа и на которую уже легла тень великого Пу из соседней федеративной монархии.
+
0
Чувствуется, что автор тупо отрабатывает гонорар по заказанному наезду на правительство и Кулибаева. Прочитав эту «статью» бросается в глаза явно заказной её характер.
Ведь если автор приводит такие точные цифры, то он либо просто подписал её своим именем, либо действительно разбирается и хорошо ориентируется в ситуации.
Так если автор разбирается, то почему умолчал, что рост цен на бензин обсусловлен не чем иным как ростом цен в России, где мы этот бензин закупаем. А те объемы нефти, которые у нас добываются мы перепродаем — в Италию, Китай.
А изготавливать бензин самостоятельно мы не можем, по крайней мере в тех количествах, которые нам нужны. Да и слишком это затратно.
+
0
скорее, негде
+
0
Ну вообще то в росте цен на бензин и правда трудно винить правительство и Самрук. Ни правительство Казахстана, ни фонд никогда не смогут удовлетворить потребности страны в топливе только за счет внутренних резервов, здесь автор откровенно лукавит. Дело в том, что в России- основном нашем поставщике имеется временная нехватка топлива. Но и при этом власти делают немало — даже сейчас литр бензина у нас стоит на 30 тенге дешевле чем в России, где мы его закупаем. Уже за это надо большое спасибо сказать.
+
0
Нда, ну что тут сказать. Просто очень однобоко и плоско показана проблема. Да, мощности для переботки нефти в бензин — устарели. Но! К 2014 году правительство обязалось удовлетворить потребности в бензине. А повышение цен остановили и заморозили, как минимум, на весь октябрь. Так что истерика и паника по этому поводу — либо преждевременны, либо хорошо проплачены.
+
  • avatar
  • YASYA
  • 29 сентября 2011, 10:34
  • #
0
чё, правда, прям в казахстане с таким плакатиком кто-то стоял? ))) не верю
+
0
Наверное, это они в Лондон ездили, чтобы сфотографироваться с плакатом ))
+
0
Судя по всему это снято не у нас, это где-то в раше.

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.










Восстановление картриджей
Профессиональный подход. Выезд. Минимальный размер заказа - три картриджа
copygroup.ru