Блог им. mad_likkin → НУЖЕН ЛИ ДЕТСКИЙ САД РЕБЕНКУ?

Детский сад – безусловно, великое изобретение, особенно полезное сегодня, когда вокруг так много интересной работы, а предоставляющиеся возможности заключены в такие узкие временные рамки, что хочется успеть больше… Но так ли необходим детский сад ребенку? Оговоримся, что речь пойдет не о домашнем и не о частном детских садах, которые сильно отличаются от традиционного, «совкового». А споров-то вокруг надобности обычного муниципального детского сада ровно столько же, сколько вокруг того, нужно ли спать ребенку с родителями в одной кровати. Приверженцев домашнего воспитания сегодня много не только в силу убеждений, но и в силу того, что детские сады переполнены и получить в них путевку сложно даже встав в очередь за два-три года до планируемого поступления. Для большинства мам, дети которых ходят в садик, польза пребывания там ребенка очевидна: воспитатели занимаются с малышами больше, чем может себе позволить мама; день подвержен строгому режиму, что благотворно сказывается на функционировании всех систем организма; вокруг много разнохарактерных ровесников, взаимодействуя с которыми, малыш укрепляет собственную жизненную позицию. Однако есть и точка зрения, свидетельствующая в пользу того, что детский сад нужен больше маме, чем ребенку, и она тоже стоит определенного внимания. Давайте рассмотрим возможные «за» и «против», чтобы было проще определиться в том, какие из аргументов лично для вас наиболее весомы. Казалось бы: Вряд ли кто не согласится с тем, что в условиях детского сада большинство малышей начинают часто болеть. Большинство хронических заболеваний, которые ребенок приобретает к школьному возрасту, берут свое начало из детсадовских больничных, из которых мама старается поскорее выкарабкаться – ведь ей надо работать. Не восстановившийся иммунитет ребенка не в состоянии заглушить вторжение и развитие новых микроорганизмов или в результате недостаточного ухода на старое заболевания накладываются осложнения, и в результате от тонзиллита, гепатита, снижения слуха и других неприятностей приходится лечиться годами… С другой стороны: Однако детский сад подчас является едва ли не единственным источником «детских болезней», которые в старшем возрасте переносятся гораздо сложнее, и если ими не переболеть до школы, ребенок может подхватить эти же болячки в 1-2 и т.д. классе, придется пропускать уроки… Кроме того, у некоторых детей в результате заболеваний, подхваченных в течение первого года, происходит достаточно мощная тренировка иммунитета – такая, что потом дети практически не болеют. Казалось бы: Грамотная, любящая своего ребенка и желающая заниматься им мама, вооружившись пособиями по раннему развитию, программами дошкольных учреждений и тестами психофизического развития, способна сама привить своему малышу все необходимые для школы навыки, организовать общение со сверстниками и дать по сути энциклопедические знания. Все то же самое может обеспечить и бабушка или няня, согласившаяся посидеть с ребенком, пока мама работает. Отсутствие периода тяжелой адаптации, домашнее питание и достаточное внимание с обилием объятий и поцелуев сохранят психику и здоровье ребенка. С другой стороны: Однако никакие занятия не в состоянии обеспечить ребенку ни полноценного общения, ни гладко проходящей адаптации к обучению в школе. Дело в том, что и мама, и бабушка, и няня грудью бросятся на обидчика – а в детском саду нужно стоять за себя самому, — отведут от опасности – а ведь иногда мозгу ребенка неплохо самому сообразить, где увести ноги от высокого края, а где взмахнуть руками, — пожалеют и разрешат встать попозже/не есть суп/не ложиться на дневной сон – а ведь в школе невозможно не читать и не писать, если не хочется… Кроме того, мама, бабушка и няня, как правило, не умеют играть в Черепашек Ниндзя и Спайдермена… Казалось бы: И развитие ребенка, и его социализацию могут обеспечить всевозможные Центры, кружки, школы временного пребывания – в которых можно присутствовать только на занятиях, не включаясь в чуждые режимные моменты конфликты с воспитателем, который так не похож на маму. С другой стороны: Центры развития ребенка, организующие работу детских групп по программе обучения дошкольных учреждений, как правило, преследуют одну цель – обучения ребенка. Ни вопросы социализации, ни адаптация к школе, как правило, такие Центры не волнуют, и у детей на занятиях практически нет возможности общаться или постичь логику классического обучения, на котором основана в основном современная школьная система. К сожалению, в плане игрового обучения дополнительное образование дошкольников ушло далеко вперед школы и типичного детского сада. Кроме того, педагог такого Центра выстраивает в группе детей особую атмосферу совместной работы, как бы создавая удобное ему микрообщество. В детском же саду образование этого микрообщества стихийно, и функционирует по законам взрослого общества, в котором ребенку приходится находить свое место и определять способ поведения с разными людьми. Конечно, все дети разные. Ребенок, не способный адаптироваться в саду на протяжении нескольких месяцев кряду, возможно, будет готов к нему только спустя полгода или год – а возможно, это время вовсе не наступит. Во всех вопросах – здоровья, общения, обучения, — нужно полагаться на материнский инстинкт, и только мать способна решить, нужен ли детский сад именно ее ребенку. Детский сад дает не только позитивные результаты – ведь и умение нецензурно выражаться, и агрессию по отношению к младшим, и не свойственное непослушание, и чувство неполноценности из-за ежедневного унижения ребенок приносит именно из садика. Да и садик, честно говоря, может попасться такой – а в ситуации распределения мест в детских садах «сверху» у родителей практически не остается шансов на смену детского сада, если в прежнем не понравились условия ухода или воспитатели, — что со всех точек зрения ребенку лучше бы остаться дома… Перевешивают ли в вашем случае плюсы или минусы детского сада? В любом случае остановитесь на принятом решении, и давление других родителей или родственников, склоняющих вас к его изменению, могут игнорироваться вами с чистой совестью – ведь в выборе пользы для своего ребенка, как во множестве нравственных вопросов, не может быть единой для всех правды....

Блог им. mad_likkin → Как защитить ребенка от насилия

Прежде всего, необходимо воспитать в ребенке самоуважение и научить его доверять самому себе. Не позволяйте другим и сами не заставляйте ребенка делать что-то против его воли. Выбирайте наказание, адекватное содеянному. Если ваш ребенок говорит вам о нездоровом интересе к но­му кого-нибудь из взрослых (в том числе и вашего мужа), не оставляйте ребенка один на один с его проблемой, поговорите с мужем, выясните, что происходит, и примите меры защите своего ребенка. Предупредите ребенка, что с посторонними людьми, независимо от их пола, он не должен никуда ходить ни при каких обстоятельствах. Если ребенок, находясь в общественном транспорте на улице, заметил со стороны взрослого нездоровый интерес или необычную ласку, он должен отойти от взрослого или отвлечь внимание других людей. Если вы заметили странность в поведении ребенка, поговорите с ним наедине, ведь признаться в том, что его изнасиловали, ему очень трудно. Если ребенок сообщил вам об изнасиловании, аккурат упакуйте каждый предмет его одежды в отдельный пакет, отведите ребенка на медицинское освидетельствование ( не уничтожая следов изнасилования), напишите заявление в милицию. При опознании задержанного преступника попросите те, чтобы ребенок увидел преступника не лицом к лицу, а на видеозаписи или через специальное стекло. Встреча с насиль­ником может стать для ребенка еще одной травмой. Научите ребенка говорить «Нет!», если его приглашают в гости без вашего ведома или в ваше отсутствие, если за ним в детский сад или школу пришел посторонний (даже если ребенок его знает), если его угощают разными лакомствами или обещают подарить что-нибудь незнакомые или малознако­мые люди, если просят показать дорогу или помочь поднести что-нибудь. Ребенок ни в коем случае не должен открывать дверь по­сторонним, если никого из взрослых нет дома, даже если это сотрудники милиции, почтальоны, ваши знакомые, сослу­живцы, соседи и т.д. Находясь вне дома и почувствовав опасность, ребенок дол­жен позвонить кому-нибудь из родителей, чтобы они пришли и забрали его. Никогда и ни при каких обстоятельствах ребенок не дол­жен садиться без родителей в чужую машину, даже если за рулем женщина или знакомый. Если кто-то пытается насильно затащить ребенка в маши­ну; он должен громко кричать, что это не его родители и ока­зывать сопротивление любыми доступными ему способами. Если ваш ребенок сообщает вам о том, что за ним кто-то наблюдает во время прогулок, попросите его описать вне­шность этого человека, для проверки, побудьте недалеко от, ребенка во время его прогулок, заметив наблюдающего, за­помните его внешность и обратитесь в милицию. Отпуская ребенка играть во дворе, расскажите о наиболее опасных местах, куда ему ходить не следует (подвалы, черда­ки и т.д.). Рассказывая ребенку о всевозможных опасностях, старай­тесь не напугать его, а предупредить. Источник diva.ucoz.kz ...

Блог им. mad_likkin → ПИТАНИЕ РЕБЕНКА ОТ ПОЛУТОРА ДО ТРЕХ ЛЕТ

После полутора лет питание ребенка существенно меняется — добавляются новые продукты, изменяется объем пищи. О принципах здороого питания малышей от полутора до тех лет журналу «Мама и малыш» рассказала Наталья Михайловна Богданова, врач-педиатр высшей квалификационной категории, ассистент кафедры поликлинической педиатрии Санкт-Петербургской государственной педиатрической медицинской академии, кандидат медицинских наук. Предлагаем ознакомиться с этой статьей. Рациональное и сбалансированное питание ребенка раннего возраста определяет гармоничный рост и своевременное развитие внутренних органов и тканей, непосредственно влияет на формирование интеллектуального и психомоторного статуса младенца. Дети, получающие полноценное питание, оказываются более защищенными от различных инфекций и других враждебных факторов окружающей среды. Также в настоящее время существуют доказательства того, что недостаточное питание и низкая масса тела в раннем возрасте являются фактором риска развития сердечно-сосудистых заболеваний у мужчин. С другой стороны, избыточное потребление белка и углеводов детьми грудного и раннего возраста является одним из факторов развития в будущем ожирения и сахарного диабета. Рацион детей от полутора до трех лет мало чем отличается от рациона детей от года до полутора. Тем не менее, он имеет некоторые особенности. Во-первых, возрастает переваривающая способность желудочно-кишечного тракта ребенка, что требует соответствующей кулинарной обработки пищи. Дети активно реагируют на вкус, вид, запах пищи, поэтому она должна быть аппетитной, привлекательной и разнообразной. К этому возрасту у большинства малышейуже прорезывается достаточное количество зубов, и они начинают самостоятельно есть, имитируя действия взрослых. Формируется так называемый индивидуальный стереотип «пищевого поведения». Занимаясь приготовлением пищи для малыша, не забывайте об особенностях детской кулинарии. Каши и овощи надо тщательно разваривать на слабом огне, следя при этом, чтобы они не переварились. Детям раннего возраста не стоит давать блюда, приготовленные накануне, поэтому, если мама хочет готовить сама, ей придется позаботиться о том, чтобы малыш всегда был обеспечен свежеприготовленной едой. Молоко уже не является основным продуктом питания. Его объем, вместе с молочнокислыми продуктами, для ребенка в возрасте от полутора до трех лет составляет 500-550 мл (или граммов) в сутки. Малышу необходимы и другие молочные продукты: кефир, йогурт, творог, сыр, сметана; а молоко может использоваться для приготовления первых и вторых блюд. Излишнее количество молока понижает аппетит, от этого дети могут отказаться есть основную пищу, у них нарушается работа желудочно-кишечного тракта, появляется склонность к запорам, метеоризму (повышенному газообразованию в кишечнике). Утоление жажды молоком недопустимо. При приготовлении блюд, требующих продолжительной варки – например, каши или пюре из овощей, — сырое молоко добавляют к почти готовому продукту и дают ему вскипеть один раз с уже разваренной крупой или овощами. На втором-третьем году жизни мясо, рыба или птица ежедневно должны присутствовать в рационе как основные источники животного белка. Лучше всего употреблять постную говядину или свинину, телятину, нежирную рыбу (судак, хек, треску). Из мяса птицы лучше ограничиться курицей и индейкой, отдавая предпочтение белому мясу (грудкам). Жареное мясо нежелательно давать детям до трех лет, хотя иногда допустимо поверхностное обжаривание паровых котлеток или тефтелей. Начиная с третьего года жизни можно 1-2 раза в неделю давать колбасные изделия, но только предназначенные специально для детей и приобретенные в тех местах, где созданы условия для их правильного хранения. Необходимо избегать копченых сосисок, а также сарделек и шпикачек. Такие продукты, как сало, ветчина, бекон, а также любые разновидности деликатесных мясных блюд на втором году противопоказаны! Не рекомендуются также икра и морепродукты. Мясо и рыбу не стоит вымачивать, так как часть белков и минеральных веществ переходит в воду. В детском питании следует использовать субпродукты (печень, язык), которые содержат вещества, благоприятно влияющие на процессы кроветворения и центральную нервную систему. Печень лучше тушить. На смену яичному желтку, сваренному вкрутую, приходит сначала паровой омлет из желтков, затем – омлет из цельного яйца (примерно к полутора годам) и, наконец, сваренные вкрутую или «в мешочек» яйца (примерно с двух лет). В день ребенку можно предложить одну половинку яйца. Хлеб дают детям вместе с основными блюдами — супом, овощным пюре, мясом, а печенье — во время полдника. Для детей раннего возраста количество хлеба в среднем не должно превышать 80-100 г в день (черного хлеба 15-20 граммов, белого – примерно в 3 раза больше). Сорта хлеба должны постепенно заменяться по мере совершенствования желудочно-кишечного тракта. Начинают вводить хлеб из высших сортов муки с постепенной его заменой более низкими. С 2 лет обязательно дается черный хлеб к обеду, так как он содержит много балластных веществ и витаминов группы В. В последние годы широкое распространение получили очень полезные многозерновые виды хлеба. Зерновые продукты – это не только хлеб, но и каши, печенье, а также кукурузные хлопья, мюсли и макаронные изделия. Большинство детей очень любит макароны, а родителям следует знать, что вопреки общепринятому мнению, макаронные изделия, изготовленные из твердых сортов пшеницы, отнюдь не обязательно приводят к излишней полноте. Макаронные изделия можно давать вместо картофельного или овощного пюре один-два раза в неделю. Крупы в питании детей должны быть представлены в разнообразном ассортименте. Наиболее ценными по белковому и минеральному составу являются гречневая и овсяная крупы, богатые также витаминами группы В. Крупу для каши разваривают в воде и лишь затем в нее добавляют молоко. Фасоль, горох, чечевицу включать в питание малыша следует с осторожностью. Они трудно перевариваются и могут вызвать аллергические реакции. Лучше, если они будут входить в состав блюд в хорошо проваренном, тщательно измельченном или протертом виде. Количество сливочного масла, необходимого ребенку 1-3 лет, составляет 15-20 г в день, а растительного масла — подсолнечного, кукурузного или оливкового – около 5-7 г в день. Не рекомендуется использовать в питании детей раннего возраста маргарин и так называемое бутербродное масло. Масло следует оберегать от действия света и воздуха и держать в закрытой посуде. Его кладут в уже готовое кушанье, так как при кипячении масла разрушаются витамины и улетучиваются некоторые жирные кислоты, а очень важные для организма ненасыщенные жирные кислоты превращаются в насыщенные. Супы — навары мяса и овощей — являются сильными возбудителями желудочной секреции и поэтому занимают свое законное место на детском столе. Среди овощей особое место занимает картофель, который используется для приготовления пюре и входит в состав супов, салатов, смешанных овощных пюре. Овощное меню можно расширить за счет свеклы, редиса, репы и других овощей. Чипсы из ломтиков картофеля или картофельной муки давать двухлетнему ребенку не следует. Ребенку до полутора лет все овощи лучше давать в отварном виде. После этого возраста малыш уже может есть салаты из свежих овощей. С конца первого года можно добавлять в разные блюда укроп, петрушку, а чуть позже начинать использовать листовой салат, зеленый лук. При приготовлении овощного пюре овощи заливают крутым кипятком с таким расчетом, чтобы вода полностью покрывала их, и варят под крышкой только до готовности, так как при длительной варке разрушаются витамины (особенно витамин С). Фрукты. Кроме уже привычных для малыша груш, яблок, бананов, слив фруктовый ассортимент в этот период жизни расширяется за счет апельсинов, абрикосов, персиков, киви, клубники, лимонов. Необходимо проявлять осторожность при введении в рацион цитрусовых и тропических плодов (мандарины, апельсины, ананасы и др.) или ягод (клубника, земляника) из-за возможного развития аллергических реакций. Зато смело можно давать ребенку такие ягоды, как вишня, смородина, крыжовник, клюква, ежевика, малина и брусника. Сладкое. В соответствии с действующими нормативами ребенок в возрасте от года до трех имеет право получать 30-40 г простых углеводов в день. При этом желательно сократить употребление сахарозы. Можно использовать заменитель сахара фруктозу – углевод, содержащийся в большом количестве в меде. Мед легче, чем сахар, переваривается и полнее всасывается, содержит также минеральные вещества, витамины, ряд органических кислот и ферментов. Поэтому его применяют в питании детей, частично заменяя сахар, но эта рекомендация не относится к детям, подверженным аллергическим реакциям. С учетом индивидуальной переносимости малышу можно давать небольшое количество пастилы, мармелада, джема, повидла. Торты, пирожные и жирное печенье, а также шоколадные конфеты в этом возрасте давать нельзя. Еще детям можно давать компоты из свежих фруктов и соки (свежевыжатые или с маркировкой «для детского питания»). Чай черных сортов следует давать ограниченно, отдавая предпочтение детским фруктовым и травяным чаям. А вот время натурального кофе и какао еще не пришло. В этом возрасте необходимо избегать любых газированных напитков (даже слабогазированной минеральной воды). Сколько пищи необходимо ребенку? Это самый частый вопрос, который задают родители, поскольку опасаются, что ребенок может остаться голодным. До полутора лет дети продолжают получать пятиразовое питание, но затем они сравнительно быстро приспосабливаются к четырехразовому. Общий объем суточного рациона составляет около 1000-1200 г пищи, причем деление суточного объема и количества калорий на отдельные кормления обеспечивается равномерно. От полутора до трех лет ребенок переходит на четырехразовое питание с общим объемом пищи до 1300-1400 г. Распределение объема пищи и калорий уже менее равномерное – на обед приходится 35-50% всех калорий. Набор блюд обогащается. Ребенку могут подаваться обычные борщи, рассольники, используются и приправы. Второй год жизни стремительно приближает малыша к так называемому «общему» столу, хотя от деликатесных продуктов в этом возрасте следует все же воздержаться. Соли (предпочтительно йодированной) в чистом виде требуется в день не более 1-2 г. Рекомендуемые объемы порций для ребенка от 1 до 3 лет Завтрак каша или овощное блюдо 150-200 г. хлеб 15-20 г. сливочное масло 5 г. сыр 10 г. чай, сок или молоко 150-200 г. Обед салат 50 г. суп 150 мл. мясо или рыба 70-100 г. гарнир (овощи, каша, макаронные изделия) 150-200 г. компот или сок 100-150 мл Полдник молоко (кефир, йогурт) 150 мл печенье 1-3 шт фрукты 100-150 г. Ужин салат 50 г. мясо или рыба 60-80 г. гарнир 100-150г. чай 150 мл. На ночь Кефир (молоко) 150 мл. Полноценное и сбалансированное питание будет способствовать подержанию крепкого здоровья, нормальному росту и развитию вашего малыша, профилактике у него хронических заболеваний, хорошей адаптации организма к условиям окружающей среды....

Блог им. mad_likkin → Помогите своему ребенку учиться и о нежелании ребенка учиться

Каждому родителю хочется, чтобы его ребенок хорошо учился. Но, к сожалению, это желание не всегда реализуется. Если в первые дни дети радостно бегут в школу, то позже начинаются проблемы с желанием ее посещения. Потому что начинаются трудности. Для младшего школьника важно видеть успешность своих усилий, иначе он быстро теряет интерес, не в силах преодолевать трудности обучения. Для родителей важно не упустить момент, чтобы помочь своему чаду, не вселив в него ненависть к школе, которую он может пронести через все годы учебы. Но что можно сделать? Заставлять? Неэффективно. Делать уроки за него? Категорическое «нет»! Уговаривать? Мало шансов, что уговоры достигнут цели. Но помочь можно: научить ребенка учиться, сделав так, чтобы обучение было как можно более результативным. Вспомните, что лежат в основе любого обучения? Память. Мы учим детей запоминать одинаково: прочитал – повторил – прочитал – повторил. Для кого-то это работает (вот они, отличники!), а кому-то это кажется издевательством над собой. В науке существует деление памяти на виды (по преобладающему анализатору): моторная, зрительная, слуховая, эмоциональная, осязательная, обонятельная, вкусовая. Вспомните себя и свое окружение. Кому-то достаточно прописать строчку, чтобы навсегда запомнить написание слова. Это моторная память. Учителя успешно опираются на этот вид памяти, когда учат детей писать, доводя до автоматизма навык начертания букв. У одного человека лучше работает какой-то определенный анализатор, и потому ему легче запомнить, используя именно его. О себе я знаю: мне проще выучить иностранные слова, написав их (и это несмотря на то, что написание и произношение порой разительно отличаются). Значит, у меня лучше всего работает зрительно-моторное запоминание. У кого-то развита логическая и механическая память, т. е. одному человеку необходимо подробно объяснение и с опорой на логику, а другой может просто механически воспроизвести материал. Точно также и у детей. Когда вы узнаете, какой тип памяти у вашего ребенка, вы сможете организовать его домашнюю работу с наибольшей эффективностью. Изучение типов памяти Ребенку предлагаете поочередно четыре группы слов для запоминания: 1 2 3 4 Дирижабль Самолет Пароход Волк Лампа Чайник Собака Бочка Яблоко Бабочка Пауза Коньки Карандаш Ноги Сапоги Самовар Гроза Бревно Сковорода Пила Утка Свеча Калач Весло Обруч Точка Роща Загадка Мельница Журнал Гриб Прогулка Попугай Машина Шутка Книга Листок Столб Сено Трактор Сначала читаете первый ряд (с интервалом 4–5 секунд между словами): слуховые запоминания. Через 10 секунд предложите записать запомнившиеся слова. Через некоторое время (не менее 10 мин.) предлагаете второй ряд слов, теперь ребенок читает их самостоятельно: зрительные запоминания. Затем предлагаете третий ряд – читаете слова, а ребенок шепотом повторяет их и записывает пальчиком в воздухе: моторно-слуховое запоминание. Затем записывает в тетради то, что запомнил. Предлагаете четвертый ряд: читаете, а ваш маленький ученик одновременно следит по карточке и шепотом повторяет каждое слово: зрительно-слухово-моторное запоминание. Запомнившиеся слова он записывает. О преобладающем типе памяти можно сделать вывод, просто подсчитав, в каком случае было запомнено большее количество слов. Зная, как ваше чадо запоминает, вы сможете существенно облегчить ему жизнь в выполнении уроков. Если ребенок лучше запоминает со слуха – значит, ему нужно именно слушать тексты. Читайте ему вслух. Не заставляйте его самого читать, потому что навык чтения в начальной школе еще не перешел в разряд автоматического, и ребенку нужны дополнительные усилия для осознания содержания. Не усложняйте ему жизнь! Визуалу нужно увидеть материал. И это вовсе не значит, что ребенок читает тексты из домашнего задания сам, а вы лишь контролируете – сидит он над учебником или нет. Ваша задача гораздо более творческая. Читаете вместе текст и делаете его план-конспект. Это могут быть схемы-рисунки, выписка опорных слов, составление плана. С помощью этой опоры ребенок пересказывает вам текст или отбарабанивает выученные английские слова. Если ваш юный ученик относится к третьей группе, то вам нужно будет научить его самого составлять эти опоры, потому что ему нужно тактильно ощутить материал. Если вы учите иностранные слова, попробуйте каждое слово «привязать» к определенному предмету в доме. С существительными проще всего, а вот с глаголами и предлогами придется проявить фантазию. Можете также попробовать учить с ним, например, стихотворение в разных уголках квартиры. Первый куплет – на кухне, второй – в комнате, третий – в коридоре. Соотнесение текста с конкретным местом может принести удивительные результаты в процессе запоминания. Для четвертого типа соединяйте вместе все вышеизложенные рекомендации. Ваше чтение вслух соединяется с составлением зрительных опор и «привязкой к местности». И пусть ваш ученик учится на одни пятерки!...

Блог им. mad_likkin → МАТЕРИНСКИЕ ОШИБКИ

Знаменитый психотерапевт Ирвин Ялом писал, что он не доверяет матерям. С точки зрения психоанализа множество психологических проблем могут иметь истоки в принципах материнского воспитания. Но ведь мы, мамы, совершаем ошибки не только в отношении детей – да и быть идеальной матерью, как и воспитать идеального человека, невозможно. Множество совершаемых нами ошибок направлены против нас. Например, вопреки собственным убеждениям, прислушиваемся к сомнительным советам родственников и знакомых и даже следуем им. А когда оказывается, что следование советам принесло больше вреда, чем пользы, то винить-то особо некого, кроме себя… А за не заставившим себя ждать комплексом вины может прийти и что похуже – ведь взять на себя всю ответственность за последствия своих поступков порой просто не приходит в голову! И как следствие, возникает чувство несоответствия действительности желаемому сценарию, обида на окружающих – первым под горячую руку, конечно, попадается муж, — ощущение сковывающей беспомощности, в котором невозможно предпринять что-либо вразумительное… Сколько поколений матерей прошло через негативный опыт, сделав вывод: «Не слушать никого, кроме собственной интуиции!». Но, к сожалению, этот опыт не передается воздушно-капельным или словесно-убедительным путем, им нужно заразиться и «переболеть» изнутри. Или другое: считая свои действия естественной материнской заботой, мы начинаем, сами того не замечая, оказывать регулярное давление на детей. Приведя на площадку робкого и застенчивого ребенка, каждая мама почему-то считает необходимым произнести повелительную фразу «иди побегай», «поиграй с ребятами» или нечто подобное. Занимаясь дома с дошкольником или контролируя режим школьника, с наших уст срывается «убери немедленно», «иди поешь», «теперь делай математику» — причем взрослому словно «западло» принимать во внимание как настроение своего ребенка, так и то, чем он занимается в данный момент. При этом в один замечательный момент у одних получается справиться с императивным тоном и окончательно перейти к вопросительному «Ты будешь?» или задорно-пригласительному «А давай…?», а вот у других – нет. А ведь особенности возраста – как правило, начинаются они после двух лет, — в сочетании с особенностями характера – хотя бы той самой природной замкнутостью и застенчивостью – может привести к упрямству такой силы, которая не снилась родителям покладистого прежде ребенка… Когда мы контролируем своих детей – это, с одной стороны, естественно, предсказуемо и нормально. Но контроль может выходить за рамки приличия… Нам интересно все, что касается собственных крошек – чем, на чем и что они рисуют, в какое время ходят в туалет и давно ли они там не были, пили ли сегодня молоко, в какую сказку играют, как произносят слова, когда читают вслух… Катастрофа, когда этот интерес ежеминутно прорывается наружу в виде реплик, посягательств на сюжет или форму, попытки помочь и – не дай бог, исправить! И когда, в конце концов, обращаем внимание на то, что ребенок становится безинициативным и ни одно дело без мамы начать не может, спрашивая совета по любому поводу и изнывая от неумения или отсутствия собственных идей – бьем тревогу, обзваниваем психологические консультации… Ну до чего глупая перспектива! Хочется сделать замечание относительно вылепленного ежика – прикусить язык! Когда хочется снять колготки ребенку, отправляющемуся в туалет – по рукам себя! Цыц! Фу! Брысь! Уже после года ребенок – самостоятельный человек, и очень многие вещи готов делать сам… Да, мой сын именно с года ел ложкой сам. В полтора у него появилась детская мебель в виде столика и стульчика, а тарелки с едой полностью перешли в его владение. Приходящие гости падали в обморок и жаловались, что их дети в этом возрасте не ели самостоятельно. Мой вопрос «А вы им позволяли?» загонял их в ступор и заставлял признаваться, что – нет, как-то не приходило в голову… Особо тщательно и с извращенческой регулярностью нам нравится своих чад совершенно игнорировать. Мы считаем вправе не слышать их желаний и просьб, потому что они идут вразрез с нашими, — а как же, интересы взрослых для ребенка должны стоять превыше всего! Если ваш ребенок еще достаточно мал и вы не сталкивались с обратной проблемой, я вам по секрету скажу: все возвращается. И когда сын или дочь решат окончательно не слышать и игнорировать вас, на попятную уже не уйдешь: во-первых, некуда, а во-вторых, никто не знает, как… А иногда, — потому что устали, потому что надоело все, потому что ну его, лишь бы не кричал, — мы позволяем своим детям то, что в обычных условиях категорически запрещается. Например, бить маму или папу: обычно делаем замечания, а сейчас – «да ладно, пусть, мне же не больно». Или смотреть мультфильмы целый день: обычно дозируем по полчаса, а сейчас – «лишь бы меня не трогал». Или жевать хлеб до обеда, тащить за хвост сенбернара, приставать на улице к прохожим, ковыряться в луже, задержаться после школы… Когда мы придем в норму и вспомним, что к чему и по каким правилам живет наш ребенок, то сами же получаем по полной трехкратную порцию истерик, непослушания, «повторения пройденного» и т.д. Все дело в том, что каждый без исключения человек нуждается в определенных границах дозволенности. И если мы, взрослые, способны установить их себе сами – и просчитываем последствия выхода за пределы, — то дети в силу устройства психики во всем полагаются на родителей. И когда происходит некоторое расширение жизненного простора, они воспринимают это как данность. Сами подумайте: разве приятно возвращаться обратно – в те условия, где запретов больше, а позволений меньше, чем теперь? Увы, детям для того, чтобы сделать глоток свободы, хватает всего-навсего одного дня… Вы читали об НЛП? Знаете что-нибудь о пресуппозициях и запрете на частицу «не»? В общем, это не важно. Но учтите: утверждения наподобие «мальчик должен быть из хорошей семьи», «ты должен заниматься легкой атлетикой», «драться плохо» и т.д. – чистой воды программирование, которое в определенных ситуациях могут сослужить вашему ребенку очень неприятную службу. Никто не станет отвергать факт, что обойтись в воспитании без однозначных объяснений чрезвычайно сложно. Тем не менее изначальное признание как права на ошибку – всех: себя, ребенка, учительницы, соседки, — так и огромной вариативности жизненных ситуаций во-первых, развивает мозг, во-вторых, делает поведение ребенка более гибким, а есть еще и в-третьих, и так далее… В общем, если вы чувствуете, что дело идет к какой-то досадной воспитательной ошибке – остановитесь и взвесьте как последствия, так и степень их ущерба для себя и ребенка. Все, что удобно вам и не удобно ребенку, с точки зрения свободного воспитания не имеет права на существования. С точки зрения же воспитания традиционного, все ровно наоборот. Так что решающее значение снова обретает золотая середина. Но природа создала мать мудрой, и уж вы-то наверняка знаете, как ее найти....

Блог им. mad_likkin → Как стать хорошей мамой

Каждая женщина, ожидающая ребенка или впервые увидевшая своего новорожденного малыша, клянется себе и ему, что будет хорошей матерью. В этот период жизни мы представляем себе, какими станем для малыша нежными, любящими, заботливыми мамочками, лучшим другом, опорой в жизни. Мы мечтаем, что у ребенка будут самые интересные игрушки, самые нарядные костюмчики и платьишки, он вырастет умным, красивым и будет самым лучшим ребенком на свете. Что еще желать молодой или будущей мамочке? И все это правильно, цель верна. Вот только в реальности не всегда удается реализовать: быть терпеливой, заботиться о том, чтобы ребенок не переживал, посвящать ему все свое время, т.е. быть лучшей мамой на свете не получается. Причин тому много. На работе часто приходится задерживаться, поскольку дел очень много, а денег, как всегда, не хватает. В магазин сходить некогда даже за хлебом, – что уж говорить о том, чтобы готовить ежедневно для всей семьи вкусный и полезный ужин. Приходишь уставшая домой, а чадо вместо того, чтобы порадовать родителей хорошим поведением, устраивает истерики, вредничает, не хочет убирать игрушки… А все ваши попытки отправить его в кровать заканчиваются диким ором, причем не только со стороны ребенка, но и со стороны родителей. А потом сидишь, переживаешь, плачешь, и опять встает все тот же вопрос: «Наверное, я самая плохая мать?» Еще хуже, если ребенок ждет маму до позднего вечера, а она появляется, уставшая, с фразой: «Ты почему еще не в постели! Ну-ка марш в кровать». И опять слезы ребенка, шлепки и сплошные нервы… Как же добиться гармонии в жизни со своим ребенком? Как сделать так, чтобы общение с малышом дарило радость, а не усталость или разочарование? Ведь это так необходимо, и не только вам, но и ему. В вашей жизни рано или поздно приходится делать выбор: работа или ребенок. Конечно, если есть возможность, неплохо побыть с малышом хотя бы до двух – трех лет. Но если так сложились обстоятельства, и вам пришлось выйти на работу, постарайтесь хотя бы выходные посвятить своему малышу и по возможности не перерабатывать в будни. Если вы по-настоящему любите своего малыша, то, может, уже пора сейчас задуматься о том, как часто вы проводите с ним время – именно играете, гуляете, занимаетесь, дурачитесь, разговариваете, а не просто ведете за руку в сад или умываете его перед сном. Да, редкая занятая мама находит на все это время. Но время обязательно нужно найти, а то станет поздно, и вы уже не сможете найти со своим ребенком общий язык, вы просто «потеряете» малыша, его доверие и любовь. Предлагаю положить за основу следующие принципы и постараться их придерживаться: 1. Даже если вы очень заняты, время на ребенка должно быть всегда. После долгого рабочего дня валитесь с ног? Возьмите себя в руки, постарайтесь по приходу домой оставить мысли о работе, заботах. Вы пришли в свое гнездышко, здесь всегда должно быть хорошо, уютно, здесь должна жить любовь и взаимопонимание. Вам нужно расслабиться? Примите минутную ванну с ароматической пеной, в крайнем случае – душ, выпейте успокаивающий чай. Вам уже станет легче. Обнимите ребенка, поцелуйте, скажите, как вы его любите. Спросите его, как он провел день, что произошло нового, интересного. Расскажите немного о том, как прошел день у вас. Придумайте ритуал отхода ко сну – например, принять с ребенком ванну, почитать на ночь сказку. Но этот ритуал должен быть ежедневным, и со временем малыш привыкнет и не будет устраивать истерики перед сном. Покажите ему, что вы всегда рядом, может, стоит лечь вместе с ним, а, когда он уснет, заняться своими делами. 2. Когда вы разговариваете с ребенком, всегда ваше лицо должно находиться на одном уровне с лицом ребенка. Не поленитесь, присядьте. Это очень важно для ребенка быть на одном уровне с мамой, а не чувствовать ее превосходства. Такое общение способствует лучшему пониманию друг друга, в такой позе всегда можно прижаться к любимому маминому лицу, обнять ее за шею. 3. Было бы просто великолепно каждый вечер всей семьей собираться вместе. Что делать? Вместе порисуйте, полепите, сыграйте в какую-нибудь настольную игру, если не очень холодно – сходите погулять. Эти посиделки всей семьей полезны не только для ребенка, который в это время купается в родительском внимании, но и помогут вам укрепить семейные узы. 4. Если вы не можете посвятить ребенку оба выходных в неделю, выделите хотя бы один, но в этот день ничего недолжно отвлекать вас от ребенка и семьи. Вариантов для проведения этого выходного дня масса – от культпохода в ТЮЗ или цирк до устройства феерического праздника дома с воздушными шарами и сюрпризами. Если позволяет погода, устройте настоящий пикник за городом или хотя бы в ближайшем парке. Там всегда можно найти уединенный уголок, чтобы порезвиться, поесть взятые из дома бутерброды, попить чай из термоса – на свежем воздухе разыгрывается такой аппетит, что даже самый отчаянный малоежка будет уплетать за обе щеки. Можно на свежем воздухе устроить игру, например, поиск сокровищ (пусть кладом станет игрушка или торт). В общем, все дело в вашей фантазии и желании. Хотите киснуть перед телевизором – кисните, хотите жить весело и ярко – живите! 5. Неплохо было бы ввести систему поощрений за хорошее поведение и работу по дому. Причем для получения желанной машины или компьютерной игры условием станет, например, набор требуемого количества баллов за неделю. Эта своего рода игра приучит ребенка выполнять определенные обязанности, решит проблему с поведением, сэкономит ваши нервы. 6. Как можно чаще разговаривайте с ребенком и всегда (!) слушайте, когда он говорит с вами. Эти диалоги, поверьте, помогут избежать вам многих проблем в подростковом возрасте и дальше по жизни. В минуты этих разговоров (подразумевается не воспитательный монолог мамы, а именно внимание и понимание с обеих сторон) рождается та самая связь, та ниточка, связывающая вас и вашего малыша. Ребенок всегда будет знать, что, что бы в его жизни не произошло, у него всегда есть близкий человек, способный его выслушать и понять – его мать (или отец). 6. Хвалите ребенка, никогда не срывайте на нем злость, не кричите, хотя иной раз и бывает очень трудно сдержаться. Старайтесь видеть в своем малыше не просто маленького человечка, а личность, достойную уважения и гордости. Ребенок – это самое дорогое, что у вас есть. Помните об этом всегда, и пусть фраза «я тебя люблю» из его уст станет для вас лучшей наградой....

Блог им. mad_likkin → Что думают дети о любви!Веселые цитаты

Группа исследователей задавала детям от 4 до 8 лет один и тот же вопрос: «Что значит любовь?». Ответы оказались намного более глубокими и обширными, чем кто-либо вообще мог себе представить. Правду говорят, что устами младенцев глаголет истина. Когда моя бабушка заболела артритом, она больше не могла нагибаться и красить ногти на ногах. И мой дедушка постоянно делал это для нее, даже тогда, когда у него самого руки заболели артритом. Это любовь. Ребекка, 6 лет Если кто-то любит тебя, он по-особенному произносит твое имя. И ты знаешь, что твое имя находится в безопасности, когда оно в его рту. Билли, 4 года Любовь — это когда ты идешь куда-то поесть и отдаешь кому-нибудь большую часть своей жареной картошки, не заставляя его давать тебе что-то взамен. Крисси, 6 лет Любовь — это то, что заставляет тебя улыбаться, когда ты устал. Терри, 4 года Любовь — это когда моя мама делает кофе папе, и отхлебывает глоток, перед тем, как отдать ему чашку, чтобы убедиться, что он вкусный. Дэнни, 7 лет Любовь — это когда вы все время целуетесь. А потом, когда вы устаете целоваться, вам все еще хочется быть вместе и разговаривать. Это как у моих папы и мамы. Когда они целуют друг друга, они выглядят как единое целое. Эмили, 8 лет Любовь — это когда ты говоришь мальчику, что тебе нравится его рубашка, и он носит ее потом каждый день. Ноэль, 7 лет Любовь — это когда мама видит папу потным и грязным, и все равно говорит, что он красивее, чем Роберт Редфорд. Крис, 7 лет Любовь — это когда твой щенок лижет тебе лицо, даже после того как ты оставила его в одиночестве на весь день. Мэри-Энн, 4 года Когда ты любишь кого-нибудь, твои ресницы все время взлетают и опускаются, вверх-вниз, а из-под них сыплются звездочки. Карен, 7 лет Если ты не любишь, ты ни в коем случае не должен говорить «я люблю тебя». Но если любишь, то должен говорить это постоянно. Люди забывают. Джессика, 8 лет Автор Лео Баскаглиа объяснил смысл этого опроса. Целью его было найти самого заботливого ребенка. Так вот, победителем стал четырехлетний малыш, чей старенький сосед недавно потерял жену. Увидев, что мужчина плачет, ребенок зашел к нему во двор, залез к нему на колени и просто сидел там. Когда его мама спросила, что же такого он сказал соседу, мальчик ответил «Ничего. Я просто помог ему плакать»....
  • 0
  • 1

Блог им. mad_likkin → Мифы о детях

Как ухаживать за крохой, кормить его, пеленать? Ответы на эти вопросы современные мамы находят не только в журналах и телевизионных программах, но и в советах многочисленных знакомых. Но порой «бабушкины приметы» не имеют под собой никакой реальной основы. Распространенные заблуждения родителей и бабушек о малышах 1. «Икает — значит замерз» Почти все детки икают, особенно в первые месяцы жизни. Более того, многие начинают это делать в утробе матери. По своей сути — это сокращение диафрагмы (эластичной перегородки, разделяющей грудную клетку и брюшную полость). Икота может быть спровоцирована, например, срыгиванием или неудобным положением. Поносите малыша на руках, поговорите с ним, приложите к груди. Можно дать немного теплой воды. И уж ни в коем случае не надо, основываясь на нашем взрослом опыте, пугать кроху, чтобы он перестал икать! 2. «Малыш чихает — значит, он простудился» Слизистая носовых ходов крохи настолько нежная, что любая частичка пыли или резкий запах могут привести к тому, что вы услышите «Апчхи!». Зачастую чихание для малыша — это стремление избавиться от избыточной слизи, скопившейся в носике. Помогите ему, прочистив нос ватными турундами. 3. «Пусть поплачет — легкие будут здоровые» Крик малыша — сигнал о желании пообщаться с кем-то из родителей, о том, что подошло время подкрепиться, сменить подгузник и т.д. Нет никакой связи между длительностью крика и развитием легких. Дыхательная гимнастика — вещь полезная, но заниматься ею лучше, когда ребенок немного подрастет. Кстати, с криком связаны еще два распространенных заблуждения. Первое: «Нельзя позволять ребенку долго плакать. Иначе он может накричать себе грыжу». Это пошло оттого, что при крике повышается внутрибрюшное давление и грыжа, незаметная до сих пор становится видимой. Вспомним, что при грыже происходит выход внутренних органов, например, петли кишечника, через отверстие в мышечных слоях брюшной стенки. Чаще всего таким «выходом» служит расширенное пупочное кольцо. Таким оно сформировалось во время беременности, а не оттого, что кроха плакал. Вторая «примета» — «Если ребенок много плачет, то будет нервным, когда подрастет». Особенности нервной системы наследуются в первую очередь от родителей. На ее развитие влияет течение беременности, а вовсе не плач малыша. Хотя при синдроме повышенной возбудимости, кроха действительно становится беспокойным, плохо засыпает, но этой проблемой занимаются детские невропатологи. 4. «Прикорм надо вводить тогда, когда прорежется первый зуб» Во-первых, сроки появления первого зубика у грудничков различны: от 3 месяцев до 8. И если на первых месяцах жизни мамино молоко полностью отвечает «питательным» запросам ребенка, то по мере взросления ему понадобятся дополнительные продукты, чтобы правильно развиваться. Ведь первый год — один из периодов наиболее активного роста: к 12 месяцам ребенок утраивает свою массу! А для своевременного появления зубов необходим строительный материал (белок, кальций), который малыш получит при введении прикорма. 5. «Пеленать надо туго, а то ножки будут кривыми» Все же, форма ножек передается по наследству от родителей и бабушек с дедушками! А искривление ножек — частое последствие не леченого рахита. Более того, уже давно доказано, что для правильного формирования тазобедренных суставов важно, чтобы головки бедер давили на суставную поверхность тазовых костей. Правильное развитие сустава достигается при так называемом «широком» пеленании с разведенными ногами. Близкое к идеальному положение ног возникает и при использовании современных детских подгузников. 6. «Если ребенка подстричь наголо в год, то волосы будут расти густыми и пушистыми» Структура пушкового волоса и волосяной луковицы у грудничков отличается от их строения у взрослых. Волос малыша более тонкий и легче выпадает. В годовалом возрасте пушковый тип волос постепенно заменяется на взрослый, независимо от стрижки «под новобранца», которая создает «оптический обман» — кажется, что вырастающих волос становится «больше», хотя это всего лишь изменяется структура волоса у подрастающего ребенка. А вот густоту шевелюры, цвет и «кучерявость» детки наследуют от своих родителей независимо от «парикмахерских услуг». Валентина Александровна Томашевская, врач-педиатр...